|
|
N°18, 04 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Йог с ним
Россия построит новейшие палубные истребители для Индии
Генеральный директор и генеральный конструктор российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» Алексей Федоров объявил вчера о начале серийного производства многофункциональных истребителей МиГ-29К для индийского тяжелого авианесущего крейсера, который до продажи его Россией назывался «Адмирал Горшков». Ремонт и модернизация корабля, оснащение его новейшими системами вооружения и корабельными истребителями -- крупнейший проект в истории российско-индийского военно-технического сотрудничества. И -- замысловатый, как асана йога.
Контракт РСК с Индией был подписан в январе прошлого года. Программа названа г-ном Федоровым сложной и амбициозной, однако все работы идут по графику. Старт серии корабельных «мигарей» был дан после завершения процесса кооперации. В "кооператив" вошли российские и зарубежные смежники -- изготовители двигателя, бортового радара, прицельно-навигационного комплекса, системы управления самолетом и т.д. С российской стороны -- это известные в оборонно-промышленном комплексе предприятия: Раменское приборостроительное конструкторское бюро, корпорация «Фазотрон-НИИР», Московское машиностроительное предприятие им. Чернышева, Завод им. Климова. Франция поставляет для МиГ-29К спутниковую навигационную систему, Индия -- часть радиотехнических систем, Израиль -- аппаратуру радиоэлектронной борьбы.
По программе испытаний выполнено уже около 600 полетов, в том числе 80 посадок на палубу. Поставки боевых машин Индии начнутся в 2007 году, за два последующих года миговцы обязались изготовить всю партию -- 12 одноместных истребителей и 4 двухместных учебно-боевых. Стоимость сделки -- 740 млн долл. Кроме того, по контракту РСК должна обучить индийских летчиков и технический персонал, поставить запчасти и тренажер, организовать сервисное обслуживание на базе заказчика. Но действие контракта на этом не заканчивается -- он предусматривает опцион еще на три десятка машин, которые необходимо поставить до 2015 года. Новый импульс работе корпорации может придать ее акционирование, которое предусмотрено правительственной программой приватизации. Алексей Федоров пообещал, что РСК станет акционерной компанией через год-полтора.
В связи с акционированием будет реструктурирована вексельная программа корпорации. Дело в том, что векселя были «не совсем экономически приемлемы для компании». Но дефолта по старым векселям не будет, успокоил гендиректор «МиГа». Сейчас идет их погашение. Векселя не единственная проблема, оставшаяся от предшественников. Причиной отставки прежнего гендиректора Валерия Торянина, по официальной версии, стали как раз трудности с выполнением обязательств по контракту с Индией на поставку палубных истребителей. Суть проблемы заключалась в том, что индийцы дали маленький аванс, а при старых долгах РСК (300 млн долл. плюс пени) кредит не давал ни один банк. При назначении г-на Федорова -- руководителя и одного из главных акционеров преуспевающей самолетостроительной фирмы «Иркут», говорили, что он может финансово поспособствовать РСК. По другой версии, деньги дал «Рособоронэкспорт», который практикует предоставление авансов оборонным предприятиям.
Так или иначе, финансовые проблемы РСК практически разрулены. Об этом отчасти свидетельствует поставка МиГ-29СМТ в Йемен. Туда отправлено уже восемь только что построенных истребителей, два из которых -- так называемые спарки -- учебно-боевые со спаренным управлением. В дальнейшем по контракту будет поставлено еще 14 модернизированных машин, чьи боевые возможности втрое выше, нежели у базовой модели.
Более того, корпорация совместно с «Рособоронэкспортом» представит многофункциональный истребитель МиГ-29М2 на тендер, который собирается объявить министерство обороны Индии для своих ВВС. Россиянам придется оспаривать первенство со своими традиционными соперниками -- французским самолетом «Мираж-2005», шведским «Гриппеном» и американским F-16. Шансы на победу руководство РСК расценивает как «достаточно неплохие». Кстати, многие базовые элементы конструкции выставляемого на конкурс борта отрабатываются на тех самых палубных истребителях. В случае победы корпорация рассчитывает развернуть масштабное лицензионное производство самолета на территории заказчика -- на производственных мощностях корпорации HAL. По некоторым данным, Индия собирается закупить партию из 126 средних многоцелевых истребителей, чтобы закрыть эту нишу на 30--40 лет.
Следующим после акционирования РСК «МиГ» шагом может стать создание в России единой авиационной корпорации, о желательности которой нынешний глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин говорил, еще будучи вице-премьером.
МиГ-29К предназначен для перехвата воздушных целей, поражения надводных и наземных объектов управляемым высокоточным оружием в любых погодных условиях, днем и ночью. Эту крылатую машину создатели относят к поколению «4++». Она способна нести боевую нагрузку в 5,5 т на 13 точках подвески. В арсенале истребителя -- управляемые ракеты «воздух--воздух» и «воздух--поверхность», 30-миллиметровая пушка, бомбовое вооружение, включая корректируемые авиабомбы. Максимальная взлетная масса почти 17,7 т, длина разбега с форсажем -- 260 м, максимальная скорость -- 2300 км/час. Дальность полета значительно увеличена за счет подвесных топливных баков и возможности дозаправки в воздухе, в том числе от однотипных самолетов -- российских и зарубежных. Самолет оснащен цифровой четырехканальной электродистанционной системой управления, современным навигационно-пилотажным оборудованием, бортовой РЛС «Жук-МЭ». Новые специальные покрытия снизили вероятность радиолокационного обнаружения самолета в четыре-пять раз. Информация летчику отражается на широкоформатном индикаторе на фоне лобового стекла.
Николай ПОРОСКОВ