|
|
N°121, 11 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
120 МРОТ президента
Чисто российский вид страхования под угрозой
Российские пассажиры могут лишиться части выплат при несчастных случаях. Минюст предложил отменить указ президента об обязательном страховании от несчастных случаев пассажиров всех видов транспорта. Подготовленный ведомством проект нового указа уже завизирован заинтересованными министерствами. Остается получить добро от аппарата правительства и дождаться подписания указа президентом. Когда это может произойти, пока неизвестно.
Во всем мире пассажиры защищают свои жизнь и здоровье, страхуя себя добровольно или рассчитывая на обязательное страхование ответственности перевозчиков. Россия -- не исключение. Но кроме этого россияне вправе рассчитывать на предусмотренную президентским указом от 1992 года об обязательном страховании пассажиров всех видов транспорта дополнительную выплату в размере 120 МРОТ (12 тыс. руб.).
Как сказали газете «Время новостей» в одной из страховых компаний, именно на эти деньги в основном рассчитывают пострадавшие в авариях.
Добровольное страхование у россиян не популярно. Что касается обязательного страхования ответственности перевозчиков (пассажиры страхуются на сумму не менее 1000 МРОТ), то предшествующие выплатам судебные разбирательства длятся годами. Зато «президентские» деньги пострадавшие или их родственники получают достаточно быстро (как правило, в течение полугода).
Теперь в Минюсте посчитали, что такая компенсация не вполне законна, поскольку не предусмотрена Гражданским кодексом. Вот и решили, что указ надо упразднить.
В середине июня Минтранс и Минфин завизировали предложение Минюста. Теперь судьба обязательного страхования пассажиров находится в руках правительства и президента.
Согласие с предложением Минюста газете «Время новостей» в Минфине объяснили тем, что отмена «президентской» защиты вовсе не означает уменьшения размера выплат пострадавшим и увеличения аварий на транспорте. Просто надо совершенствовать другие виды страхования. Минфин настаивает, что с правовой точки зрения правильнее развивать обязательное страхование ответственности перевозчиков. К тому же, по оценкам работников этого министерства, на выплату пострадавшим идет всего 15% собранной премии по обязательному страхованию пассажиров на всех видах транспорта. Остальные деньги остаются в карманах транспортных компаний.
Транспортные компании это прекрасно понимают. От перспектив, предлагаемых Минфином, они далеко не в восторге. Особого желания увеличивать свои расходы по страхованию у перевозчиков нет. Поэтому понятна позиция Минтранса, предлагающего акцентировать внимание на развитии личного страхования. Новых комментариев от Минтранса получить вчера не удалось.
Страховщики занимают выжидательную позицию. Для них важно развитие страхового рынка в целом. Поэтому, как полагают наблюдатели, они скорее будут на стороне Минфина.
Существование на рынке сектора обязательного страхования ответственности перевозчика гарантировано законом. А вот добровольно страховать свои жизнь и здоровье россияне пока не торопятся. Хотя, как сказали газете «Время новостей» в одной из страховых компаний на условиях анонимности, «будет жаль, если указ отменят». «Этот вид страхования намного проще других, да и правовые рамки размыты», -- считают страховщики.
Елена МЯЗИНА