|
|
N°17, 03 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бремя лидерства
Антимонопольная служба возбудила дела против Альфа-банка и Банка Москвы
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) продолжает бороться с неадекватной, по мнению чиновников, рекламой банков. На этой неделе нижегородское управление ФАС возбудило дела против Альфа-банка в связи с тем, что он объявил себя «лидером рынка» пластиковых карт, а также против Банка Москвы, который не полностью информировал клиентов об условиях выдачи потребительских кредитов через рекламу в газетах.
Если ранее антимонопольщики предъявляли претензии только к Сбербанку, то с прошлого года ФАС проявила повышенный интерес ко всему банковскому ритейлу. Так, служба начала расследование в отношении банка «Русский стандарт», который даже в кредитных договорах умудрялся скрывать тот факт, что комиссия по экспресс-кредитам в магазинах взимается не один раз (как предполагали некоторые клиенты), а ежемесячно. Впрочем, в январе служба прекратила дело о недобросовестной конкуренции против "Русского стандарта", сообщив, что банк изменил текст договора и больше не нарушает законодательство. Теперь чиновников заинтересовали и другие участники рынка.
Как сообщил вчера Интерфакс со ссылкой на представителя нижегородского управления ФАС, оба «местных» дела возбуждены 28 января «по признакам нарушения» закона «О рекламе». В случае с Альфа-банком признаки обнаружены в рекламном радио-ролике, в котором сообщалось, что «Альфа-банк -- лидер на рынке пластиковых карт России». Чиновники хотят разобраться, соответствует ли это действительности, и говорят, что банк «обязан доказать» лидерство. Альфа-банк традиционно входит в число крупнейших эмитентов карт международных платежных систем вместе со Сбербанком, Банком Москвы и Промстройбанком. Теперь юристы банка вместе с ФАС будут выяснять, входят ли подобные позиции на рынке в понятие «лидерства». Руководитель пресс-службы Альфа-банка Станислав Исмагилов сообщил «Времени новостей», что банк получил определение ФАС и принял его к сведению.
Дело Банка Москвы связано с рекламой его потребительских кредитов в одной из нижегородских газет. Там банк указал только процентные ставки, взимаемые с заемщика, однако не указал размер комиссии. В пресс-службе банка «Времени новостей» уточнили, что согласно закону «О рекламе», упомянув о ставках, кредитная организация обязана объявить все параметры кредита (в том числе и комиссию). Однако это требование представитель Банка Москвы назвал "проявлением неадекватности закона, принимавшегося в 1992 году».
О дальнейших действиях оба банка, попавшие под антимонопольное расследование, не сообщают. Впрочем, представитель одного из них неофициально говорит, что сейчас ФАС расследует «сразу несколько подобных дел» и выразил недоумение в связи с общественным интересом к нынешнему расследованию. Подтвердить эту информацию в службе не удалось.
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ