|
|
N°121, 11 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Валерий Газзаев: В нашем футболе море талантов
О молодых российских игроках через два года будет говорить вся Европа
Несмотря на то, что до конца дозаявочной кампании остается почти месяц, уже сейчас можно выделить некоторые закономерности. Наряду с достаточно большим количеством возвращений (из-за границы в наш футбол вернулись Бесчастных, Яновский, Радимов, Веретенников) огромный интерес вызывают и переходы игроков молодежной сборной, чья трансферная стоимость сегодня заметно превышает суммы, заплаченные за уже сложившихся футболистов. Например, по некоторым данным, за Спартака Гогниева ЦСКА выложил порядка 1,35 млн долларов. Еще дороже армейцам обошелся трансфер Вениамина Мандрыкина из «Алании», а сумма, заплаченная за экс-защитника новороссийского «Черноморца» Алексея Березуцкого, лишь немногим не дотянула до миллиона долларов. ЦСКА вернул в наш чемпионат и единственного представителя молодежной сборной России, игравшего за рубежом, -- Владимира Кузьмичева из киевского «Динамо». О возросшем интересе к молодым российским игрокам в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» Андреем ВДОВИНЫМ рассказывает главный тренер молодежной сборной России Валерий ГАЗЗАЕВ.
-- Валерий Георгиевич, последнее время высказывалось много сожалений, что российский футбол не богат на новые имена...
-- Я с этим не согласен. Посмотрите, подрастает целая плеяда молодых талантливых игроков. Измайлов и Пименов в «Локомотиве», футболисты «Ротора», «Динамо», «Зенита». Да какую команду ни возьми, там есть кандидаты в «молодежку». И здесь слово должно остаться за тренерами и руководством клубов. Как первые подготовят смену, и какую мотивацию им смогут создать вторые.
-- Идет кампания дозаявок, и видно, что богатые клубы не спешат приглашать малоизвестных молодых российских игроков. И чаще всего ставка делается на легионеров или уже сложившихся мастеров. Между тем, когда вы работали в «Динамо», в этом клубе появился ряд молодых игроков, таких, как Гогниев, Габулов... Значит ли это, что вы выбрали лучших? Или у других клубов слабо поставлена селекционная работа?
-- Селекция должна вестись круглый год. Я, например, уверен, что талантливых игроков в России -- море. Надо просто ездить по провинции, искать в глубинке и быть специалистом. Но есть и другая проблема: купив молодого игрока, ему надо создать такие игровые условия, в которых он сможет полностью раскрыться, проявить свою индивидуальность. И я уверен, что приоритет нужно отдавать российским футболистам. Если же приглашать легионера, то он на голову, на две головы должен быть сильнее конкурентов.
-- Может, стоит ввести некую квоту на легионеров?
-- Пока руководители клубов не поймут, что надо делать ставку на своих и таким образом повышать уровень отечественного футбола, эта мера не поможет.
-- С вашим приходом в молодежную сборную в команде практически не осталось футболистов, играющих за рубежом. С одной стороны, это понятно -- уровень молодых россиян, выступающих сейчас за рубежом, невысок. Но с другой -- не говорит ли это о том, что интерес зарубежных клубов к нашим футболистам пропал?
-- Не соглашусь с вами. Практически все игроки молодежной сборной имеют предложения от заграничных команд, многие их которых весьма заманчивы. Но, во-первых, трансферная цена их достаточно высока, а во-вторых, молодые футболисты начинают понимать, что с отъездом не стоит торопиться и прежде всего надо проявить себя здесь. Но поверьте, через пару лет о них будет говорить вся Европа.
-- Не секрет, что у вас были предложения возглавить серьезные зарубежные клубы. Если бы вы приняли одно из них, взяли бы в свою команду российских игроков?
-- Конечно, и не только потому, что хорошо знаю их. Я уверен, что уровень наших футболистов достаточно высок, чтобы играть в любом из европейских чемпионатов.
-- И все же вы решили принять предложение Колоскова и стали главным тренером молодежной сборной России. С какими основными трудностями вы столкнулись, принимая руководство «молодежкой»?
-- Прежде всего недостаток внимания к молодежной сборной. Я считаю, что игроки, которые сегодня-завтра могут стать основными футболистами национальной команды России, достойны большего. И если мы сейчас не будем думать о них, то ни о какой перспективе российского футбола говорить нет смысла. Это было самой главной задачей -- поднять значимость «молодежки». Ну и результат тоже не оставался на последнем месте. Даже сейчас, когда мы возглавляем турнирную таблицу, надо стремиться к максимальным высотам. Надо что-то выигрывать и ставить значимые цели. Вот те приоритеты, которые, придя в молодежную сборную, мы ставили перед собой.
-- Специфика работы клубного тренера и тренера сборной разнятся. Не испытывали сложностей при адаптации?
-- Безусловно. Игроки собираются максимум на неделю, и сразу надо решать конкретные задачи. Турнир скоротечен, и нельзя решение проблем откладывать на потом. Есть конкретный матч, который надо выиграть. И основное внимание при работе с молодежной сборной я уделяю двум моментам: первое -- выбор тактики на конкретный матч, второе -- эмоциональный настрой игроков. Все остальное, например, функциональное состояние игроков, оставляю клубным тренерам.
-- Раньше российских футболистов упрекали в отсутствии патриотизма. Сейчас такая проблема при работе с молодыми игроками существует?
-- Футболисты, приезжая в команду, должны понимать, что на карте честь и престиж России. Они -- лицо нашей страны, перспектива. Какими вырастут они, таким и будет наш футбол. И, мне кажется, они понимают это. А моя задача -- объединить футболистов. Оставить в стороне все споры их клубов, объединить национально...
-- Значит, для молодых футболистов Россия -- не пустой звук?
-- Надеюсь. Но ничего не делается сразу. Это касается не только молодежной сборной, а всей страны. Так что мы работаем над тем, чтобы у ребят на первом месте стояли не деньги, а такие понятия, как честь родины.
-- Если речь зашла о деньгах, в «молодежке» предусмотрены премиальные?
-- Только за выход из группы. За конкретный матч мы не получаем ничего. И игроки это понимают и принимают.
-- Мы оказались в группе с командами, которые -- может быть, за исключением Югославии -- нельзя причислить к грандам европейского и мирового футбола. Так почему сейчас наша «молодежка» должна на пределе сил бороться за путевку на чемпионат Европы?
-- Не хочу оценивать работу прежнего руководства сборной. Здесь определенная этика, за рамки которой я не могу выходить. Приняв команду за четыре игры до конца отборочного цикла, мы не утратили шансов поехать на европейское первенство. Но выигрывать надо было все четыре оставшихся матча. Правда, было видно, что потенциал у нашей сборной есть.
-- Работая в «Динамо», вы были против турнира дублирующих составов. Сейчас ваше мнение изменилось?
-- Тогда на первый план вышли финансовые расходы, и нам казалось, что этот турнир слишком дорого будет стоить для клуба. Но, как показала практика, идея дубля удачна. Дисквалифицированные футболисты могут иметь игровую практику в дубле. Да и восстанавливающимся после травм игрокам есть где набирать форму. Так что плюсов, как показала жизнь, у этого турнира больше, чем минусов.
-- Для вас как для тренера молодежной сборной турнир дублирующих составов представляет интерес?
-- Безусловно. У нас есть целый штат тренеров. И один из них отвечает за дубли, другой -- за первый и второй дивизионы, третий -- за ближнее зарубежье. Так что мы стараемся вести грамотную селекционную политику.
-- Значит, в ближайшем будущем в вашей команде появятся новые имена?
-- Это я вам обещаю. Ближайший матч мы проведем во Франции 14 августа с местной молодежной сборной, которая является одной из сильнейших в мире. И на сбор перед ним мы пригласим двух-трех новых футболистов. В то же время не исключено, что кто-то из наших футболистов заинтересует тренеров основной сборной. Например, Денис Попов уже приглашался на сборы национальной команды.
Беседовал Андрей ВДОВИН