|
|
N°17, 03 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Химическая реакция
Госдума вступила в борьбу с бензиновой мафией
Депутаты намерены бороться с поддельным бензином. В Госдуме с участием представителей Минфина и Федеральной налоговой службы начала работу специальная рабочая группа по акцизам. Одна из ее задач -- сделать экономически невыгодным подпольную «варку» высокооктанового бензина из прямогонного безакцизного. Правда, желание депутатов расправиться с полукриминальным бензиновым бизнесом наверняка отразится на цене бытовой химии для рядовых потребителей.
Нефтеперегонный бизнес всегда был головной болью правоохранительной системы и фискалов. Одна из самых сложных проблем -- махинации с сортами топлива, когда из прямогонного бензина (который не облагается акцизами) с помощью различных присадок делают бензин высокооктановый. Владельцы автозаправок, закупающие бензин с присадками, получают экономию на акцизах. Прямогонный, или технический, бензин используют для производства продукции нефтехимии, но если залить его под видом Аи-95 в бак, вместо приятной езды можно получить сломанный двигатель и дорогостоящий ремонт.
Чтобы решить проблему превращения технического бензина в автомобильный, в 2003 году уплата акцизов была перенесена с производителей на продавцов, реализующих нефтепродукты конечным потребителям. Причем всех продавцов обязали получать особые свидетельства о регистрации. Сделано это было, чтобы вести учет продавцов, имеющих реальные емкости для хранения нефтепродуктов и соответствующее оборудование для их реализации, отсекая безвестных посредников, скупающих прямогонный бензин с целью «доводки». В налоговом ведомстве тогда уверяли, что новый порядок позволит отследить путь бензина с завода до конечного потребителя. Ведь из всего объема прямогонного бензина, данные о котором предоставляют перерабатывающие сырую нефть заводы, налоговики могли отследить только 30% его объема. Однако особого успеха нововведение не принесло. Как признают сегодня представители ФНС, план по сбору акцизов выполняется. Но бензиновому криминалу это не мешает.
Отыскать слабое звено в акцизной системе теперь решили депутаты. По словам члена бюджетного комитета Ильдара Габдрахманова, «исчерпывающе ответить на вопрос, насколько за два года изменилась ситуация со сбором акцизов на нефтепродукты, сейчас не может ни Минфин, ни налоговики». Поэтому рабочая группа, по его словам, пока изучает статистику и просчитывает вариант замены нулевой ставки акцизов на некую численную.
Заместитель министра финансов Сергей Шаталов, приглашенный вчера на заседание акцизной рабочей группы, довольно активно включился в дискуссию. «Мы пока не готовы принять окончательного решения, для этого необходимо провести анализ деятельности нефтеперерабатывающих заводов, продающих прямогонный бензин, такого анализа пока нет, и готов он будет не ранее чем через две недели», -- сказал чиновник. Прежде чем решаться на отмену нулевой ставки, необходимо уточнить два положения, заметил он. Первое: сколько оборотных средств будет отвлечено у НПЗ в случае введения ставки на прямогонный бензин. Второе: каким образом будут компенсироваться заводам их финансовые потери. «Есть предложение включить акциз в стоимость бензина или же реализовать схему, согласно которой потери будут возмещаться за счет бюджетных средств. Лично я отрицательно отношусь к механизму возмещения за счет бюджета, поскольку мы неоднократно являлись свидетелями печального опыта таких технологий», -- пояснил г-н Шаталов.
Скептическое отношение разработчика идеи НДС-счетов к возможности вернуть что бы то ни было из бюджета, судя по всему, теперь полностью разделяют все члены правительства. Так что идея возмещать потери заводам из бюджета с большей долей вероятности не пройдет. И на поверхности остается единственная возможность решить проблему качества бензина: с помощью кошельков потребителей. Для которых просто поднимут цены на всю продукцию нефтехимии. Правда г-н Шаталов не исключает компромиссного варианта -- сменить нулевую ставку максимально низкой. Правда, насколько это решение эффективно, еще большой вопрос. Бензиновая мафия понесет весьма незначительные издержки, но вряд ли бросит свое занятие. Зато продавцы технического бензина прикроются повышением акцизов, повысив цены для нефтехимических заводов, а значит, и для покупателей машинных масел, лаков, красок и растворителей.
Ирина СКЛЯРОВА