|
|
N°121, 11 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Не надо насиловать парламент»
Так заявил корреспонденту газеты «Время новостей» Виктору ХАМРАЕВУ депутат фракции СПС Борис Надеждин, проанализировав процедурные коллизии вокруг Земельного кодекса (ЗК).
-- Обязана ли Дума учитывать мнение региональных законодателей между первым и вторым чтениями Земельного кодекса?
-- Обязана, если судить по статье 13 закона о принципах разграничения предметов ведения федеральных органов власти и органов власти регионов. Депутаты вправе принять предложение регионов или же его отклонить. Когда треть субъектов федерации высказывается против проекта, Дума должна создать согласительную комиссию и доводить закон до кондиции.
-- Статья 13, в которой требуется согласование проектов с регионами, просто называет «органы госвласти субъектов федерации», не уточняя, куда именно должна обращаться Дума, -- только к законодателям или еще и в исполнительные структуры. На ЗК откликнулись лишь законодатели.
-- Скажу вам так: законы, которые принимаются исключительно из политических соображений, не поддаются юридическому толкованию в принципе. Закон о разграничении предметов ведения -- из разряда неподдающихся толкованию. Если уж зашла речь об органах государственной власти, то к таковым относятся еще и суды. Почему же тогда от судов никто не требует отзыва на ЗК? Так что 14 июля, если Дума займется земельным вопросом, можно будет долго спекулировать, спорить и ругаться о том, чьи мнения законны: только областных Дум или еще и губернаторов. Никакого правового ответа здесь нет.
-- По-вашему, выходит, что любое решение о ЗК, которое Дума примет 14 июля, нельзя считать правовым?
-- Да. Но вовсе не «по-моему», а по той же статье 13, в пункте 2 которой ясно записано: проекты законов после их принятия в первом чтении направляются в регионы «для возможного внесения предложений и замечаний в месячный срок». И далее: «до истечения указанного срока рассмотрение законопроекта во втором чтении не допускается». Дума одобрила ЗК в первом чтении 15 июня. Значит, браться за второе чтение проекта она не вправе раньше 16 июля. И это абсолютно бесспорно.
-- Что же намерены предпринять правые?
-- Правые поставлены в идиотское положение. С одной стороны, мы за кодекс. Именно от нашей позиции зависит, наберет проект кодекса нужное число голосов или нет. Но, с другой стороны, как нам голосовать «за», если это будет нарушением закона?
-- В чем же выход?
-- Выхода не вижу. Но вывод напрашивается один: нечего насиловать парламент. Непонятно, зачем президентской администрации нужно провести второе чтение именно 14 июля. Чтобы президент, прибыв в Геную 20 июля, смог отрапортовать перед «большой восьмеркой»? Но ведь отрапортовать не получится: третье чтение Дума не сможет провести до сентября. Значит, Земельный кодекс в России появится не раньше осени. И еще неизвестно, в каком виде. Спешка, с которой думский комитет по собственности готовит проект ко второму чтению, плохо сказалась на качестве кодекса.
См. также материал «Процедура решает все»
Беседовал Виктор ХАМРАЕВ