|
|
N°17, 03 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Декаданс-капитал
Крупный российский бизнес в поисках стратегии выживания
Не было никаких оснований предполагать, что после продажи «Юганскнефтегаза» во взаимоотношениях бизнеса и власти возникнет попытка равноправного диалога. Более того, казалось, что бизнес замолчал навсегда. Достаточно вспомнить, как опасливо Российский союз промышленников и предпринимателей пытался защищать своего же члена Михаила Ходорковского. Или ноябрьский съезд РСПП, где аплодисментам по поводу появления на нем президента Владимира Путина, казалось, не будет конца. Как сказал президент РСПП Аркадий Вольский, «сам факт присутствия Владимира Владимировича на съезде является важнейшим стимулом для всего делового мира». Однако оказалось, что деловому миру все-таки нужны и другие стимулы.
Недавнее заседание совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве, в который входят многие крупные предприниматели, открыло новый этап дискуссии об избыточном давлении государства на бизнес. И речь сейчас идет уже не о «давлении», а о том, что предприниматели воспринимают власть как угрозу -- не только для стабильности своего бизнеса, но и вообще своему праву на частную собственность. Ни гипертрофированная лояльность по отношению к власти, ни социальная ответственность без конца и края не помогли крупному бизнесу обрести уверенность в завтрашнем дне. «Бизнес готов на любую форму социальной ответственности, если будет надежно защищено право собственности», -- замечает управляющий директор холдинга «Интеррос» Андрей Бугров. Власть не торопится давать каких бы то ни было гарантий. Более того, даже и в русле «лояльного бизнеса» предприниматели не могут получить ответ, в правильном ли направлении они движутся. И если да, то достаточны ли их усилия.
Экономические итоги 2004 года свидетельствуют о том, что без изменения сложившихся отношений власти и бизнеса не то что об удвоении ВВП, даже о сохранении существующих темпов говорить будет невозможно.
Бизнес, как зритель в театре, голосует ногами. В 2004 году страну, по данным Центробанка, покинуло почти 8 млрд долл. -- в четыре раза больше, чем год назад. Впрочем, на это у правительственных чиновников есть очень удобный ответ. Это спекулятивный капитал, объясняют они, и к экономической политике страны его движение отношения не имеет. Однако и другие индикаторы оптимизма тоже не внушают. Например, пауза в экономическом росте осенью этого года при небывало высоких ценах на нефть. Или крайне низкий объем прямых иностранных инвестиций. По этому показателю Россия отстает от Китая в десятки раз. Даже получение страной рейтинга инвестиционного уровня не привело к всплеску инвестиционной активности. Пессимисты склоняются к версии, что постепенно весь капитал, которому не удастся слиться с государством, просто утечет из страны.
Точки над i в диалоге с властью поставил не кто-нибудь из российских миллиардеров, а глава государственной электроэнергетической монополии Анатолий Чубайс. Именно он во время последнего совета по предпринимательству на вопрос премьера Фрадкова «От кого должны прозвучать эти заявления, гарантии собственности?» ответил: «Никакие высказывания ни на что не повлияют. Нужны действия!».
На какие действия по защите института частной собственности готова нынешняя власть? Очевидно, что рассчитывать на восстановление доверия со стороны национального бизнеса и иностранных инвесторов до уровня, например, 2000--2001 годов было бы слишком самонадеянно. Сейчас власти необходимо попытаться хотя бы заретушировать тот негативный эффект, который вызвала эпопея с разрушением ЮКОСа.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что теперь бизнесменам стало ясно: пользуясь их безгласностью и опытом ЮКОСа, налоговая инспекция способна лишить бизнеса абсолютно всех. Видимо, поэтому первые инициативы правительственного совета по конкурентоспособности и предпринимательству касаются упорядочения налоговой системы и прежде всего деятельности налоговых органов.
«Да, сейчас наступил определенный момент, когда бизнес поднял голову и заговорил, -- размышляет высокопоставленный кремлевский чиновник. -- Но у нас такой бизнес: он чуть поднимет голову -- и сразу опустит...» Чиновник напоминает, что пару лет назад настрой власти и ожидания бизнес-сообщества были куда более либеральными. «По-настоящему серьезное, институциональное влияние на инвестиционный климат могли бы оказать приватизационная и налоговая амнистии. В свое время в администрации был разработан пакет законопроектов, серьезно ограничивающих срок исковой давности по экономическим правонарушениям. Эту работу курировал Волошин (Александр Волошин -- в 1999--2003 годах глава администрации президента РФ. -- Ред.). Поскольку вопрос в политическом смысле очень деликатный, он требовал, чтобы юридическая сторона была безукоризненной, чтобы при применении этих законов не возникало никаких дыр вроде того, что происходит сейчас с монетизацией льгот. Но тогда решение давать ход этим проектам у президента так и не созрело, а потом начался ЮКОС...»
И все же вряд ли теперь в Кремле смахнут пыль со старой идеи и давно готовых документов. Дело ЮКОСа дало чиновникам почувствовать вкус использования всех имеющихся в наличии властных инструментов, и убеждать себя в необходимости какого-то «ограничения срока исковой давности» им нет никакого смысла.
«Силовики -- это материя, она течет туда, где пусто», -- такое объяснение происходящего предложил председатель совета директоров Объединенной финансовой группы Михаил Мошиашвили, выступая на днях на организованном журналом «Эксперт» «круглом столе» по проблемам отечественного инвестиционного климата. Причина такого перетока, считает г-н Мошиашвили, заключается в следующем: «Те, кто отвечает за экономическую политику, не смогли предложить такую политику, которая отвечала бы вызовам сегодняшнего дня». Таким вызовом, по его мнению, является необходимость эффективного обновления национального капитала. Власть не в состоянии сформулировать адекватную политику, а деятельность олигархов тоже не отвечает этой задаче: инвестиционный горизонт проектов крупного бизнеса, по мнению г-на Мошиашвили, составляет не более двух-трех лет, за пределами которых -- неизбежный «выход в ликвидность».
Андрей Бугров из «Интерроса» состояние, в котором пребывает сейчас властная вертикаль, оценивает так: «В свое время главные претензии к российскому бизнесу были связаны с его непрозрачностью. Но за последние годы бизнес, по крайней мере крупный, достиг большого прогресса, преодолевая эти недостатки. Теперь очередь за государством -- оно тоже должно пройти свою часть пути. Сегодня с точки зрения бизнеса механизмы подготовки и принятия решений властью являются непрозрачными».
Но вопрос о том, ставит ли власть перед собой цель на самом деле сделать Россию комфортной для частного бизнеса территорией, отнюдь не праздный. Режим «условно-частной собственности», когда судьба бизнеса зависит не от законов, а от чиновников, является для бюрократии желанной и увлекательной формой существования. Без «инициативы снизу» этот режим изменить невозможно. Исходить такая инициатива может лишь от крупного бизнеса как наиболее активной части предпринимателей, но базой должно быть все остальное бизнес-сообщество. В данный момент очевидно, что бизнес не готов жестко и последовательно отстаивать свои интересы. Попытка объединения на базе РСПП, предпринятая в 2001 году, не принесла успеха. Пока кремлевские пушки стреляли по олигархам, предприниматели помельче сочли за благо прислониться к вертикали власти и сделаться «единой бизнес-Россией". Более того, в прошлом году были предприняты усилия по слиянию всех существовавших бизнес-объединений. Пока существует весьма условная структура под названием Координационный совет российского бизнеса, и ему никто не мешает стать реальной силой, крупной партией предпринимателей. Однако эксперты со скепсисом относятся к такой перспективе. Бизнес слишком разрознен, у многих весьма непростые, если не сказать, плохие личные отношения. К тому же, напоминает г-н Ясин, все бизнесмены, которые пытались заниматься еще и политикой, находятся либо в тюрьме, либо в эмиграции.
Сегодня ситуация такова, что крупный частный бизнес в России уцелеет только в том случае, если почувствует себя самостоятельной политической силой, полноценным сословием, защищающим не только свои интересы (хотя и их тоже -- в этом нет ничего зазорного), но и миллионы рабочих мест, которые успел создать. Если бизнес не заговорит с властью с позиций собственных интересов, ренессанс капитализма в России окончательно сменится его декадансом. А последствия такой смены первыми ощутят на себе отнюдь не олигархи, а самые рядовые наемные работники. И главным из этих последствий станет ощутимое падение уровня их жизни.
Андрей ДЕНИСОВ, Вера СИТНИНА