|
|
N°121, 11 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мертвые не оправдываются
В гибели Ту-154 обвинили экипаж
Вице-премьер Илья Клебанов вчера наконец обнародовал выводы возглавляемой им госкомиссии о причинах катастрофы пассажирского самолета Ту-154, разбившегося 3 июля под Иркутском. Как и ожидалось, главными виновниками трагедии, унесшей жизни 145 человек, были названы члены экипажа, управлявшего лайнером. Вывод был сделан г-ном Клебановым в самой жесткой и безапелляционной форме: «Причина окончательная. Виной всему -- человеческий фактор». Единственное снисхождение к погибшим летчикам, которые уже ничего не смогут сказать в свое оправдание, прозвучало лишь в призыве вице-премьера не делать пока заключений о том, кто конкретно допустил роковую ошибку. Хотя круг «подозреваемых» небольшой -- управлял самолетом второй пилот, но выполнял при этом указания командира корабля.
Столь решительная и скорая расстановка точек над i в таком деликатном и сложном деле, как расследование авиакатастрофы, почти сразу же вызвала нарекания со стороны независимых экспертов. Даже некоторые члены госкомиссии пусть и в мягкой форме, но все же постарались сгладить впечатление от выступления г-на Клебанова. Так, замглавы Межгосударственного авиационного комитета Рудольф Таймуразов на той же пресс-конференции сказал, что эти выводы пока все же предварительные, и комиссия продолжит дальнейшее расследование.
Согласно данным комиссии, точно установлено, что все навигационные системы, приборы и двигатели самолета были исправны. Специалисты смогли полностью восстановить и действия экипажа в последние минуты до аварии. Как следует из расшифровок «черных ящиков», тревожные события на борту начались всего за полминуты до падения. Сначала Ту-154 превысил так называемый допустимый «угол атаки» -- грубо говоря, слишком задрал нос. Сработала сигнализация систем безопасности, однако пилоты исправить ситуацию не успели, и в таком положении лайнер находился 11 секунд. Потом, когда «угол атаки» превысил критический уровень, машина начала быстро терять горизонтальную скорость и при работающих на полную мощность двигателях сорвалась в штопор, пробыв в нем 22 секунды. По словам г-на Таймуразова, сразу после начала падения Ту-154 был обречен, и его не смог бы спасти даже летчик-испытатель. Все люди на борту испытывали сильнейшие перегрузки и, скорее всего, не понимали уже, что происходит.
Учитывая все эти факторы, сразу несколько экспертов вчера в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» признали, что, безусловно, ошибка в пилотировании самолета была, но отметили, что на этом основании обвинять во всем летчиков просто некорректно. По крайней мере до выяснения причин нештатной ситуации. Что же касается действий летчиков в таких чрезвычайных условиях и их возможных ошибок, то все это вообще очень трудно поддается каким-либо оценкам. Большинство пилотов, летающих сейчас на пассажирских лайнерах, просто не обучены тому, как надо действовать в различных нештатных ситуациях, могущих возникнуть в полете (теоретически возможных ЧП насчитывается около 100 типов). Такой курс «экстремального управления самолетом» читается в Летно-испытательном институте им. Громова, но обучение только одного пилота стоит в среднем около 50 тыс. долл. И отечественные авиакомпании нечасто идут на такие траты.
Примечательно, что сразу после оглашения выводов комиссии глава Управления гражданской авиации Александр Нерадько дал указание о разработке концепции программы по переподготовке всего летного состава. Кроме того, уже до конца этой недели во все авиакомпании будут разосланы методические рекомендации, как вести себя экипажу во время возникновения чрезвычайных ситуаций. Попутно, по словам г-на Нерадько, все экипажи должны будут пройти психологический тест на умение вести себя в экстремальных условиях.
Александр РАСКИН