|
|
N°16, 02 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Декларация под водку с воблой
Москва и Рига перешли на язык публичной дипломатии
Вчера МИД России решился на необычный в дипломатической практике шаг, опубликовав проекты политических деклараций об основах отношений России с Латвией и Эстонией. Проекты были переданы в начале декабря, но ответа ни из Риги, ни из Таллина не последовало. Вместо этого был «избран путь их публичного комментирования, частичного или полного опубликования в местных СМИ».
Еще в конце января президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга заявила эстонской газете: "Я не могла позитивно отнестись к составленной Россией декларации о том, что Латвия будто бы должна быть благодарна, что ее освободила Красная армия, я просто не могу с этим согласиться. Подготовленная Россией политическая декларация звучит примерно так, как она могла звучать во времена Сталина. Я разочарована в их неспособности осознать свою историю».
Однако никакого сталинского духа в декларации нет. Там сказано: «Народы России и Латвии как давние соседи на протяжении двух с половиной веков жили, деля общие радости и беды... Судьбы многих тысяч россиян и латышей переплелись за время совместного существования в едином государстве. Мирно, без насилия и конфликтов народы двух стран смогли разойтись, когда решили строить суверенные государства». Россия предложила Латвии выразить общее «глубокое сочувствие жертвам социальных потрясений и войн» и продолжить совместное изучение прошлого.
Вопрос о русскоязычном меньшинстве, чьи права в Латвии ущемлены, подан в декларации без привычной для Москвы критики в адрес Риги. В документе предложено «уделять внимание сохранению и развитию самобытности проживающих на территории обеих стран общин, не принадлежащих к титульной нации, укреплению позиций русского языка и культуры в Латвии, латышского языка и культуры -- в России».
Для Риги эти формулировки оказались несъедобными. Глава МИД Латвии Артис Пабрикс на прошлой неделе заявил, что его страну не устраивает то, что советский период в декларации назван "совместным представительством в едином государстве". Он также подчеркнул, что не приемлет никаких дискуссий о расширении прав проживающих в Латвии русскоязычных.
«Это выбор России -- опубликовать текст декларации», -- заявила «Времени новостей» пресс-секретарь министра иностранных дел Дагния Стукена. Она полагает, что МИД Латвии может передать российской стороне свои предложения по проекту декларации «через две недели».
Советник президента Латвии по иностранным делам Андрей Пилдегович в беседе с «ВН» категорически отрицал, что со стороны президента Вике-Фрейберги лично или же из недр ее канцелярии могло исходить какое-то истолкование еще не опубликованного текста декларации. "Но если что-то говорят депутаты сейма или же пишут журналисты, то это их право", -- заметил г-н Пилдегович. Он подтвердил, что в течение двух недель МИД Латвии проинформирует российскую сторону о своих предложениях по декларации.
Однако быстрого примирения ждать не стоит. Вчера после встречи с президентом страны глава МИД Латвии Артис Пабрикс высказался о заявлениях российского МИДа, о публикации декларации и о запрете на въезд в Россию латвийского историка Айвара Странги: "Тон очень грубый. И он указывает на слабость России". Г-н Пабрикс попенял Москве на нежелание изучать историю и подчеркнул, что не откажется от требования включить в декларацию признание советской «оккупации Латвии».
Рига при этом не отличается прибалтийской сдержанностью и вежливостью. В воскресенье президент Вике-Фрейберга в телеинтервью презрительно высказалась о ветеранах Великой Отечественной: «Конечно, мы не переубедим, не изменим сознание тех пожилых россиян, которые 9 мая будут класть воблу на газету, пить водку и распевать частушки, а также вспоминать, как они геройски завоевали Балтию». Говорила она по-латышски, но слова "вобла", "водка" и "частушки" произнесла на русском.
Антироссийский психоз в латвийской элите продолжается несколько недель -- с тех пор, как г-жа Вике-Фрейберга заявила о решении ехать в Москву на праздник 9 Мая. В Латвии 12 марта пройдут выборы в органы местного самоуправления, и политики используют все возможности для саморекламы. Латышские партии укрепляют свои позиции, требуя от России признания оккупации.
Данута ДЕМБОВСКАЯ, Рига, Александр ТИМОФЕЕВ