|
|
N°16, 02 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Гибкость -- достоинство ОБСЕ, но оно не должно быть единственным»
Вчера в Москве прошли переговоры с действующим председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), главой МИД Словении Димитрием Рупелом о реформировании организации. Об обсуждаемых проблемах спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ рассказал заместитель министра иностранных дел России Владимир ЧИЖОВ, курирующий европейское направление министерства.
-- Словения, расположенная в сердце Европы, является и частью славянского мира, и членом ЕС и НАТО, и не понаслышке знает проблемы Балкан. Всеми этими «козырями» словенская дипломатия намерена воспользоваться в ходе своего председательства в ОБСЕ. Приезд действующего председателя в Москву в самом начале своего пребывания на этом посту закономерен. Россия -- один из активных участников организации, она стояла у истоков ее создания. Нынешний год юбилейный -- 1 августа исполняется 30 лет со дня подписания Хельсинкского заключительного акта и 15 лет -- подписания Парижской хартии для Новой Европы. И сегодня организация нуждается в реформе.
-- Что для этого необходимо?
-- Десять лет назад превращение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в организацию (ОБСЕ) было политическим решением, которое до сих пор до конца не подкреплено ни уставом, ни утвержденными правилами и процедурами. Гибкость как достоинство ОБСЕ никем не оспаривается, но это не должно быть ее единственным достоинством.
-- С этим связано вмешательство ОБСЕ в выборные процессы?
-- Это связано не с отсутствием устава, а с попытками использовать механизм мониторинга выборов ОБСЕ для достижения узкополитических целей. Каждое государство -- член ОБСЕ подписалось под обязательством приглашать наблюдателей ОБСЕ на национальные выборы, но то, как проводится этот мониторинг, вызывает у ряда государств непонимание и разочарование. Об этом свидетельствуют заявление лидеров СНГ 3 июля 2004 года в Москве и последующее обращение министров иностранных дел стран СНГ 15 сентября в Астане. Выводы, к которым приходили наблюдатели ОБСЕ и СНГ, зачастую были противоположными. Если же они будут работать в плотном контакте, есть надежда на объективность мониторинга. Надеемся, что при реформе ОБСЕ будут сделаны серьезные шаги и в этом направлении. Наведение порядка в полевой деятельности ОБСЕ -- важный элемент реформы. Сегодня 17 миссий, но нет для них единых правил и порядка отчетности. Процедурные правила должны быть едины для всех миссий.
-- У наших коллег по СНГ нет претензий в связи с предстоящими 27 февраля выборами в Киргизии?
-- Киргизия была одной из тех стран, которые подписались под упомянутыми заявлением и обращением. Естественно, у них есть определенные критические замечания в адрес ОБСЕ. Но о мониторинге можно будет судить после того, как пройдут выборы.
-- Реформирования требует и финансовая составляющая?
-- Мы предлагаем перейти на более справедливый механизм формирования бюджета организации, основанный на ооновских принципах, когда оцениваются способности государств вносить тот взнос, который соответствует их экономическим возможностям. Старая шкала взносов формировалась как результат политического компромисса и не имела объективной основы. Этот подход у некоторых стран (тех, кому придется платить больше. -- Ред.) не вызывает энтузиазма. После реформ большинству стран ОБСЕ, в том числе и России, платить пришлось бы меньше. Для выработки решения потребуется время, но важно, чтобы этот диалог был запущен. Необходимость реформирования шкалы взносов никем не оспаривается. Старые шкалы взносов 1 января прекратили существование, и сегодня ОБСЕ живет без утвержденного бюджета на 2005 год.
-- Проблема прав меньшинств обсуждалась со словенским председательством?
- Мы обратили внимание, что с момента закрытия миссий ОБСЕ в Латвии и Эстонии положение русскоязычных меньшинств в этих странах не только не улучшилось, но по ряду параметров обострилось. 12 марта в Латвии предстоят муниципальные выборы. И уже сейчас на этапе предвыборной кампании решением латвийских властей запрещено пользоваться русским языком. Это не придает выборам демократичности. И в отличие от других стран, даже Эстонии, в Латвии неграждане лишены права голоса на муниципальных выборах. Для Евросоюза это уникальная ситуация.
|