|
|
N°16, 02 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Миграция вышла из тени
Мне часто задают вопрос, почему раньше у нас не было миграции, а сейчас она появилась. С помощью миграции люди решают собственные проблемы (учатся, ищут лучшую работу, более комфортное место проживания и т.п.), а общество обеспечивает развитие городов, освоение новых районов, функционирование армии и другие потребности. Иными словами, миграция -- это нормальный атрибут жизни общества. Миграция так же естественна для него, как для человека дыхание. И как здоровый человек не замечает своего дыхания, так и здоровое общество не слишком замечает миграцию, если она протекает нормально.
Разумеется, репрессивные переселения не имеют отношения к нормальным миграциям; более или менее естественный характер миграционные процессы в СССР приобретают только с середины 50-х. При этом, правда, нужно помнить, что паспортизация сельского населения завершилась в СССР только в 1981 году, а ограничения прописки в больших городах пережили Советский Союз и достались в наследство нам.
Существовавший институт прописки практически парализовал миграцию жителей крупных городов. В нормальных условиях жители мегаполисов очень подвижны. Они хорошо ориентируются в мире, они получают образование, которое высоко ценится в других местах. Но из Москвы и Петербурга выехать было нельзя, не потеряв прописки. Думаю, что страна много потеряла из-за недоиспользования опыта и знаний жителей столичных городов.
С другой стороны, в столицах мигрантам было крайне трудно получить постоянную прописку. Это породило уродливый институт лимитчиков -- граждан, сильно ущемленных в правах. В течение пяти лет молодые люди вынуждены были жить в общежитии, не могли сменить работу, наладить семейную жизнь. В мировой практике это беспрецедентный случай, чтобы подобные ограничения применялись к собственным гражданам.
Сравнительно с СССР миграционная ситуация в современной России изменилась принципиально. На всеобъемлющий кризис население России откликнулось резким сокращением мобильности. По уровню мобильности населения мы спустились почти к началу ХХ века. Классические координаты миграций -- рынок труда, урбанизация и пространственная дифференциация условий жизни -- отошли на задний план, тогда как этнический фактор приобрел исключительное значение.
В 90-е годы стали преобладающими стрессовые миграции -- потоки беженцев и перемещенных лиц из зон конфликтов, репатриация русских, испытавших острый кризис идентичности из-за снижения социального статуса и ограничений в использовании русского языка.
Главное -- изменилась мотивация миграции. В нормальных условиях мигрирующий человек руководствуется позитивными, привлекающими факторами. А вынужденная миграция, которая преобладала в 90-е годы, совершается под воздействием негативных, выталкивающих факторов. Вынужденный характер миграции в свою очередь изменяет соотношение миграционных потоков. Из России миграция в постсоветские страны практически прекратилась. Она составляет всего несколько десятков тысяч человек в год. Этот поток сейчас даже меньше того, который направляется из России в Германию, Израиль и США. В итоге миграционный приток населения России резко увеличился, но это произошло не за счет увеличения въезда, а благодаря усекновению выезда.
В Россию на протяжении последних лет въезжали квалифицированные и зрелые люди. В нормальной ситуации эта часть населения наименее подвижна. Но в условиях кризиса люди в возрасте от 30 до 50 лет составили значительную часть мигрантов. Среди них многие имеют высшее и среднее специальное образование. О таком качественном миграционном потоке нельзя даже и мечтать в нормальной ситуации. Но, к нашему стыду и сожалению, мы постоянно создавали для этих мигрантов искусственные трудности: ограничивали регистрацию в городах, посылали их в село, теперь создали проблемы с получением гражданства.
Население России быстро сокращается из-за превышения смертности над рождаемостью. Серьезно изменить эту тенденцию, по крайней мере в течение нескольких десятилетий, невозможно. После 2006 года начнется обвальное сокращение численности трудоспособного населения России. Восполнить потери можно только за счет иммиграции, которая буквально становится судьбоносной проблемой для будущего России. Дефицит трудовых ресурсов в России не может быть компенсирован только за счет мигрантов из стран СНГ. Основные наши доноры -- Украина и Казахстан -- за постсоветское время потеряли много населения (эмигрировало примерно по 2 млн человек, что сравнимо с потерями России). Они сами уже нуждаются в специалистах и квалифицированных рабочих. Какое-то количество рабочей силы можно привлечь из Средней Азии, но этого недостаточно. Поэтому неизбежно придется привлекать иммигрантов из других стран, и у Китая здесь конкурентов мало. Вырисовывающаяся потребность России в мигрантах такова, что наша страна может стать в отношении привлечения мигрантов Америкой ХХI века. Наша задача -- как можно быстрее разработать соответствующую миграционную политику.
Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ, заведующая лабораторией миграции населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН