|
|
N°121, 11 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бурная политическая молодость КС
В первые годы своего существования Конституционный суд не раз оказывался втянутым в политическое противостояние между президентом Борисом Ельциным, с одной стороны, и Верховным советом и Съездом народных депутатов -- с другой. Поэтому на решения КС влияли не только желание твердо соблюсти закон, но и текущие политические события.
Первым «политическим» делом стало рассмотрение указа Ельцина от 19 декабря 1991 г. «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР». Указ предусматривал фактическое слияние двух мощных правоохранительных структур. КС уже 14 января 1992 г. единогласно принял решение о неправомерности его издания. Против создания в новой России органа, напоминавшего печально знаменитый НКВД сталинского образца, протестовали также многие политические и общественные деятели.
Яркую политическую окраску носило и так называемое дело КПСС, рассмотрение которого началось в конце мая 1992 г., а завершилось лишь в ноябре. По инициативе ряда депутатов-коммунистов проверялось соответствие Конституции указов президента (тогда еще РСФСР) «О приостановлении деятельности Компартии РСФСР», «Об имуществе КПСС и Компартии РСФСР». В свою очередь сторонники Бориса Ельцина потребовали проверки конституционности деятельности КПСС. В ходе длительного судебного процесса президентская сторона и ее противники использовали в основном не юридические, а политические аргументы. Например, в качестве доказательств неконституционности КПСС предъявлялись документы, свидетельствовавшие о массовых беззакониях и жестокости в период ее правления. В итоге длительных прений КС принял решение, не устроившее ни одну из сторон. «Нового Нюрнберга», то есть суда над компартией, не получилось: производство по вопросу о проверке конституционности существования КПСС было прекращено, как гласит заключение КС, «в связи с тем, что в сентябре-октябре 1991 г. КПСС фактически распалась».
Кроме того, Кремль получил ощутимую оплеуху: КС признал неконституционными параграфы указа о проверке деятельности компартии и национализации части имущества КПСС. Левые были недовольны тем, что изъятие большей части партийного имущества было признано законным, а также тем, что на деятельность руководящих структур партии был наложен запрет. КС призвал имущественные споры решать в обычных судебных заседаниях, чем вызвал сдержанное недовольство Кремля.
Более серьезные последствия повлекло решение Конституционного суда о незаконности запрета в октябре 1992 г. «Фронта национального спасения» (ФНС, напомним, призывал к свержению власти президента Ельцина) и быстрое рассмотрение (через три дня) дела об обращении Бориса Ельцина (март 1993 г.) к гражданам России об особом порядке управления страной. Судьи большинством голосов признали неконституционными и разрушающими принцип разделения властей ограничение полномочий представительной и судебной власти и прямое подчинение глав субъектов федерации президенту.
Кроме того, 20 марта 1993 г. председатель КС Валерий Зорькин вместе с тогдашним вице-президентом Александром Руцким и генеральным прокурором Валентином Степанковым выступил по телевидению с осуждением обращения Ельцина. На созванном 26 марта IX экстренном Съезде народных депутатов Зорькин призвал провести осенью 1993 г. внеочередные парламентские и президентские выборы.
После референдума 25 апреля 1993 г. президентская сторона стала откровенно неприязненно относиться к Конституционному суду, особенно к его председателю. Одновременно в Кремле пытались выстроить внутреннюю оппозицию Зорькину, о чем свидетельствовала встреча шести конституционных судей с Ельциным в мае 1993 г. Прокремлевская пресса откровенно травила Зорькина, тот в свою очередь ужесточил свою позицию и даже выступал в газете «День» (ныне выходит под названием «Завтра»).
Дело дошло до того, что в начале 1993 г. Зорькина не пустили на дачу под предлогом заражения водопровода синегнойной палочкой, хотя другие государственные мужи преспокойно продолжали жить с теми же источниками водоснабжения. Невинно пострадал кот председателя КС, застреленный охранниками дач.
Венцом участия Конституционного суда в политическом противостоянии стало решение по указу №1400 «О поэтапной конституционной реформе» (этот документ положил начало политическому кризису сентября-октября 1993 г). Судьи с небывалой оперативностью объявили большинством голосов (девять против четырех) указ и обращение Ельцина к гражданам неконституционными и заявили, что эти действия Ельцина служат основанием для отрешения президента от должности.
После октябрьских событий победившая сторона инициировала переработку закона «О Конституционном суде», а состав суда был доукомплектован. Обновленный КС начал свою работу лишь в феврале 1995 г.
См. также материал «Конституционный юбилей»
Павел АПТЕКАРЬ