|
|
N°121, 11 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Инвестиционный смотритель
Госинкор изобретает велосипед
Председатель Государственной инвестиционной корпорации Владимир Чернов, возглавивший ее в конце мая, пытается вдохнуть жизнь в немодную ныне идею государственного стимулирования инвестиций. Г-н Чернов подписывает договоры о сотрудничестве с отечественными банками и говорит, что Госинкор мог бы стать посредником между частными инвесторами и закрытыми для них секторами экономики. Возможно, новая концепция деятельности Госинкора будет в скором времени утверждена его учредителем -- Министерством имущественных отношений. Аналитики сомневаются в том, что корпорация способна оживить интерес инвесторов к долгосрочным проектам.
Созданный указом президента в феврале 1993 года Госинкор получил от государства 1,551 млрд руб. Корпорация под руководством отставного главы президентской администрации Юрия Петрова должна была заниматься экспертизой, конкурсным отбором и реализацией инвестиционных проектов за счет централизованных капвложений. Бюджетные деньги Госинкор потратил на создание трех с лишним десятков финансовых компаний (прежнее руководство корпорации называло свою грюндерскую активность «формированием инвестиционного механизма»). Главным бизнес-партнером Госинкора был динамичный и агрессивный Гута-банк.
Новый глава Госинкора не стал с ходу открещиваться от старых деловых связей. Его первый «выход в свет» состоялся вчера на подписании соглашения о сотрудничестве с Внешэкономбанком. Однако первое такое соглашение он подписал четырьмя днями раньше -- с Гута-банком. В обоих случаях речь идет о долговременном стратегическом партнерстве. Не исключено, что список подписантов пополнится Внешторгбанком, Российским банком развития и Сбербанком.
Г-н Чернов объясняет «подписную кампанию» потребностью экономики в средне- и долгосрочных ресурсах и надеется удовлетворить спрос на длинные деньги за счет синдицированных кредитов. Госинкор в этой конструкции претендует на роль координатора и гаранта. «Мы могли бы стать «стыковочным узлом» для привлечения инвестиций, например, в оборонный комплекс, предприятия которого часто не могут предоставлять залоги по банковским кредитам, -- рассуждает глава Госинкора. -- В этом случае кредиторам пригодятся наши гарантии».
Впрочем, одной оборонкой интересы корпорации не ограничиваются. По словам главы управления финансово-кредитных организаций Минимущества Марата Загидуллова, Госинкор хотел бы участвовать в подъеме импортзамещающих производств (прежде всего химической промышленности и фармацевтики), сельского хозяйства и лесного комплекса. «В случае неплатежеспособности заемщика выдавший поручительство Госинкор мог бы заняться его санацией», -- говорит г-н Загидуллов.
Аналитик ИК «Метрополь» Андрей Беспалов не ожидает, что «дитя аппарата» преуспеет в реализации своих масштабных замыслов. «Имея капитал в 5 млрд руб., они смогут выдать не так уж много гарантий, -- констатирует он. -- Серьезных инвестиционных потоков по каналу Госинкора до сих пор не было, едва ли они появятся и в дальнейшем».
Владимир ФЕДОРИН