|
|
N°121, 11 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Старая история с лицами
Штази рассорила немецких политиков
И сегодня, спустя более десяти лет после крушения восточногерманской службы госбезопасности Штази, бывшее ведомство Эриха Мильке не дает спокойно спать немецким политикам. Теперь в центре конфликта оказался экс-канцлер Гельмут Коль, телефонные переговоры которого разведка ГДР долгие годы тщательно отслеживала. Многостраничное досье, составленное Штази, ныне бережно хранится в ведомстве Марианне Биртлер, уполномоченной правительства Германии по документации бывшего МГБ ГДР. Согласно действующим законам и инструкциям доступ к материалам разрешен лишь самим их «героям» -- любой гражданин может ознакомиться с собственным досье. Исключение из правила составляет внушительная группа известных людей, именуемых «историческими лицами». Доступ к их данным может быть открыт для ученых-историков и журналистов.
Подобная перспектива не устроила Коля, причисляющего себя к числу жертв Штази. На прошлой неделе административный суд в Берлине, куда Коль обратился с жалобой на ведомство уполномоченной по документации МГБ ГДР, вынес решение в пользу экс-канцлера: несправедливость, учиненная Штази в отношении Коля, в частности незаконное прослушивание его телефонных переговоров, имеет приоритет по сравнению с общественным интересом к «исторической личности». А посему без личного согласия «пострадавшего» Коля его досье не может быть открыто третьим лицам.
Подобный поворот дела не устроил Марианне Биртлер, известную правозащитницу времен ГДР, которую делегировала на ее нынешний пост партия «зеленых» До тех пор, заявила она, пока решение суда не утверждено высшей инстанцией, ее ведомство будет придерживаться существующих норм. И одновременно обжаловала вердикт. Велико же было удивление Биртлер, когда в прошлые выходные на ее стол легло письмо шефа МВД социал-демократа Отто Шили, в котором он потребовал письменных обязательств, что впредь ее ведомство не будет открывать досье на «исторических лиц» для общественных нужд. Был установлен и срок ответа -- понедельник до 12.00. Если фрау Биртлер до истечения установленного срока не изменит позицию, то на этот счет, пригрозил Шили, будет принято «решение кабинета». Комментируя послание, прежний шеф ведомства по документации Штази Йоахим Гаук заметил, что подобного тона в его адрес не позволяли себе даже прежние консервативные политики.
Письменного ответа министр Шили не дождался. Вместо этого из ведомства Биртлер передали, что его руководительница не считает себя подчиненной министра внутренних дел и по своему статусу таковой не является. Помимо этого Биртлер заявила: пока в деле Коля не будет судебного решения в последней инстанции, все досье на «исторических лиц», как и прежде, будут открыты для историков и журналистов. Основная красно-зеленая масса политиков -- на стороне бывшей восточногерманской правозащитницы. Зато социал-демократического министра горячо поддержали оппозиционные христианские демократы. Министр Шили намерен направить Биртлер еще одно послание. В понедельник утром, когда ультиматум министра еще не истек, с Шили по телефону разговаривал Герхард Шредер. Предполагается, что глава кабинета уговаривал подчиненного найти с фрау Биртлер решение, которое устроило бы всех. Однако до всех частностей беседы ни теперь, ни в будущем историкам и журналистам докопаться не удастся. Канцлер, к счастью, с большой степенью вероятности может надеяться, что Штази его переговоры не прослушивает.
Юрий ШПАКОВ, Берлин