|
|
N°16, 02 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Patriot -- последний шанс «Северсталь-авто»
УАЗ пытается спасти собственное производство внедорожников
Автомобиль УАЗ-3163, полноразмерный внедорожник, производство которого начнется в июле этого года и которому уже не первый год прочат стать базой для модельного ряда Ульяновского автозавода, обрел имя -- Patriot. Гендиректор УАЗа Виктор Клочай уже характеризовал новый джип по габаритам как «нечто среднее между внедорожниками Toyota Prado и Land Cruiser 100», а эксперты усматривают сходство с Mitsubishi Pajero. В Ульяновске надеются, что на внедорожник с патриотичным названием и западным имиджем пересядут владельцы подержанных иномарок, «Волг» и автомобилей «АвтоВАЗа». Но основным своим конкурентом видят тольяттинскую «Шеви-Ниву» стоимостью около 10 тыс. долл. Цену на Patriot пока держат в секрете, однако, по мнению экспертов, если она превысит планку в 10--15 тыс. долл., проект «Северсталь-авто» не будет востребован рынком. И тогда УАЗу придется поставить крест на собственном производстве легковых автомобилей и заняться сборкой иномарок, например южнокорейской Rexton (подробнее о проекте с корейской SsangYong см. «Время новостей» от 7 декабря 2004 года).
Определяющим фактором в выборе названия послужил, по словам начальника управления маркетинга УАЗа Антона Карпова, прицел на российскую аудиторию, а также то, что сегодня все больше соотечественников предпочитают отдыхать в России -- на Байкале, в Чегете, Карелии и т.д. Замечания о том, что название выполнено латиницей и смотрится не совсем патриотично, уазовцев не смутили. Напротив, по их мнению, это упростит переход потребителя от подержанных иномарок. Своим основным клиентом УАЗ видит семейных мужчин в возрасте 25--35 лет с ежемесячным доходом в 1,5 тыс. долл. в месяц, работающих руководителями среднего звена, при этом предпочитающих активный отдых вне дома.
О проекте Patriot стало известно в 2002 году, когда «Северсталь-авто» утверждала стратегический план развития активов до 2007 года. По сути, поясняют на УАЗе, Patriot и УАЗ «Симбир», впервые представленный публике на Московском автосалоне в 2001 году (УАЗ-3162), -- это один и тот же проект. Вернее, его следующая стадия, на которой должны были устранить все конструкторские недоработки. При этом в «Северсталь-авто» говорят, что намеренно не «раскручивали» бренд «Симбир» и сдерживали производство (в 2001 году было произведено 657 авто, в 2002-м -- 516, в 2003-м -- 1083, а в 2004-м -- 2 тыс.), поскольку рассматривали его как тренировочный этап перед запуском УАЗ-3163. За последние полтора года на подготовку Patriot к производству и доработку проблемных узлов было потрачено 363 млн руб. Столь небольшую сумму на УАЗе объясняют тем, что основные инвестиции в конструкторские разработки были сделаны еще до прихода на завод «Северсталь-авто».
При этом начало серийного производства новой модели неоднократно откладывалось: новый внедорожник ждали весной 2003 года, затем в конце минувшего года, теперь в июле этого. На УАЗе уверяют, что клиенты получат первые заказанные машины Patriot уже в августе, однако назвать стоимость, объемы производства и точную комплектацию нового автомобиля вчера отказались, предложив подождать еще месяц.
Впрочем, еще весной позапрошлого года г-н Клочай обещал, что стоимость УАЗ-3163 не превысит 9 тыс. долл. Однако вчера уазовцы отнесли свою новую разработку в ценовую категорию 9--20 тыс. долл. При этом средняя стоимость менее совершенной модели «Симбир» в автосалонах составляет сегодня около 12,7 тыс. долларов.
Между тем эксперты подчеркивают, что от того, как рынок воспримет Patriot, будет зависеть вся дальнейшая бизнес-стратегия «Северсталь-авто». На фоне двукратного роста импорта иномарок и двукратного увеличения продаж «Шеви-Нивы» УАЗ постепенно теряет нишу на рынке: если в 2000 году в Ульяновске производили 40 тыс. автомобилей, то в прошлом году, по оценкам экспертов, объемы составили около 30 тыс. машин (официальных итогов на УАЗе так и не озвучили). «Patriot -- последняя надежда УАЗа, -- полагает вице-президент «Атона» Александр Агибалов, -- если этот проект не удастся, то «Северсталь-авто» будет вынуждена свернуть производство легковых автомобилей». А аналитик банка «Уралсиб» Вячеслав Смольянинов отмечает, что в России в принципе невозможна постановка новой модели: как свидетельствует мировая практика, это требует вложений в размере миллиарда долларов, которые окупятся только в том случае, если производство превысит миллион авто в год. Однако для реализации подобных проектов, по его мнению, благоприятнее ситуации с макроэкономической точки зрения (речь идет о высоком спросе со стороны населения), чем сегодня, «не было и не будет». Если в этих условиях запуск новой модели не удастся, этот вопрос, считает г-н Смольянинов, можно будет отложить в долгий ящик.
Яна ГОДОВАНАЯ