Время новостей
     N°16, 02 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.02.2005
Мышеловка для бесплатного сыра
Раздача товаров в рекламных целях будет облагаться НДС
Послепраздничная охота за покупателями может влететь торговцам в копеечку. В конце января налоговики начали напоминать подающим отчетность торговым предприятиям, что бесплатная передача товаров в рекламных целях облагается налогом на добавленную стоимость. А подакцизных товаров -- еще и акцизами.

Рекламных акций, завлекающих потребителей к прилавкам в новогоднее и посленовогоднее время, в крупных городах проводится немало. Практически каждый уважающий себя магазин организует подобную рекламную раздачу. Посетителям раздают авторучки и памперсы, сигареты и кепки с символикой магазина, дают попробовать напитки и пельмени. На первый взгляд раздают бесплатно товары на копеечную сумму, но на самом деле на такие акции по продвижению товара тратится до 5% чистой прибыли торговых компаний.

Казалось бы, уплачивать налог на добавленную стоимость за то, что не было продано, а ушло с прилавка бесплатно, -- абсурд. Ведь в этом случае никакой добавленной стоимости не образуется. Однако у налоговиков мнение иное. Еще в конце лета прошлого года Федеральная налоговая служба в бытность министерством разъяснила в своем письме, что товары, которые организация бесплатно раздает своим клиентам при проведении рекламных акций, должны облагаться НДС. Министерство ссылалось на статью 146 Налогового кодекса, согласно которой безвозмездная передача права собственности на товары или результаты выполненных работ признается реализацией товара, а значит, подлежит налогообложению в полной мере.

В ноябре Федеральная налоговая служба выпустила дополнительное пояснение по подакцизным товарам, касающееся, в частности, алкоголя и табачных изделий. Из разъяснения выходило, что любые акции по дегустации напитков должны облагаться дополнительными налогами. И если в магазинах продается уже продукция с акцизной маркой, то, например, на винзаводах и табачных фабриках организовать безакцизную дегустацию новой продукции по логике налоговиков должно быть невозможно.

Как признаются фискалы, столь жесткий подход к организаторам рекламных кампаний объясняется тем, что на рекламные акции торговцы стали списывать неправдоподобно большое количество товара. Причем, вспоминают сотрудники налоговой инспекции, в свое время подобным образом от налогов уходили многочисленные участники сетевого маркетинга, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели. Принося в инспекцию отчетность, где значилась копеечная прибыль, они объясняли столь малые цифры своей доходности тем, что значительная часть продаваемых ими сковородок, кремов, лечебных поясов якобы уходит на бесплатную демонстрацию клиентам чудодейственных свойств этих товаров.

У сетевиков, первыми начавших использовать в России невиданные ранее приемы экономии, торговые центры и подсмотрели тактику проведения и оформления в документации своих рекламных кампаний, считают фискалы. Теперь налоговики намерены жестко следить за отчетностью по рекламируемым товарам -- тем более, что как раз пришло время отчитываться за январь.

Вопрос пока остается открытым, в частности для средств массовой информации, распространяющих часть тиража на безвозмездной основе. Если буквально следовать письму налоговой службы, бесплатная раздача газет признается реализацией товара. Однако пока налоговые инспекторы склонны рассматривать каждый случай бесплатной раздачи каждого конкретного журнала или газеты отдельно.

Больше всего проблем может возникнуть как раз не у бесплатных газет, а у торговых сетей. Причем не из-за коробки бесплатно розданных в торговом зале конфет, а из-за масштабных акций типа «10% порошка бесплатно» и «100 мл шампуня в подарок». Виновниками нарушения закона здесь могут быть признаны уже не только магазины, выставившие товары на полку, но и их поставщики: дилеры, у которых покупают магазины, и производители, с которыми работают эти дилеры. Все они участвуют в цепочке уплаты налога на добавленную стоимость. И при особом желании фискалов, а именно конкретного инспектора, к которому ходит отчитываться главный бухгалтер торгового центра, они могут быть вызваны для объяснения, куда делись налоги со 100 мл бесплатного шампуня.

Ирина СКЛЯРОВА