Время новостей
     N°15, 01 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.02.2005
Япония хочет забыть слово "харакири"
В стране начался эксперимент по выявлению потенциальных самоубийц
Японские власти, похоже, собираются всерьез переломить вековые национальные традиции и избавить страну от дурной репутации одного из мировых лидеров по количеству самоубийств. Единственное государство на планете, в котором добровольный уход из жизни является едва ли не культурной традицией и обставлен массой передающихся из поколения в поколение ритуалов, сегодня готово ввести постоянный контроль за психическим состоянием своих граждан, дабы удержать их от последнего шага. О запуске первого финансируемого госбюджетом пилотного проекта по предотвращению суицида сообщила на днях газета "Иомиури".

Внедрение превентивной психологической обработки людей, склонных к самоубийству, начнется в одном из регионов, лидирующих по количеству случаев суицида. Экспериментальной площадкой станет город Рокуноэ в префектуре Аомори, занимающий второе место в Японии по числу самоубийств. Как сообщает РИА «Новости», в прошлом году там покончили с собой 576 человек, то есть на каждые 100 тысяч жителей этого региона приходится не менее 40 самоубийц (средний показатель по стране вдвое меньше). Теперь же всем жителям небольшого городка власти обещают оказывать бесплатную психологическую помощь в стрессовых ситуациях. Для этого с сегодняшнего дня в городе на базе обычных клиник откроется пять специализированных центров, специалисты которых смогут выявлять депрессии на ранних стадиях и, как надеются психиатры, подавлять в зародыше даже мысли о возможном добровольном расставании с этим миром.

Очные разговоры с медиками по душам должны стать поддержкой уже действующей в стране с 1971 года специализированной линии «Телефон жизни», также ориентированной исключительно на предотвращение суицида. В кризисные для Японии годы психологам, дежурящим на этом телефоне доверия, приходилось ежедневно отвечать на две тысячи звонков. Что, впрочем, не слишком уж удивительно для нации, в языке которой содержится немало выражений, описывающих как побуждающие к суициду причины, так и способы покончить с жизнью, и для страны, где книга «Самое полное руководство для самоубийц» стала одним из бестселлеров конца 90-х.

Примечательно, что до последнего времени власти Страны восходящего солнца, вот уже много лет занимающей в ряду индустриально-развитых стран первые строчки по количеству самоубийств, пытались сочетать психологическую работу с угрозами «посмертных репрессий» в надежде привлечь на свою сторону тот же самый культ коллективизма, в котором многие специалисты и видят одну из первопричин массового суицида среди японцев. То же самое толкающее японца в трудной ситуации на крайний шаг нежелание навлечь беду или подвергнуть остракизму свою семью, фирму или трудовой коллектив должно было стать стоп-сигналом для самоубийцы, знающего о том, что его окружению придется расплачиваться за его поступок. Причем как в переносном, так и в прямом смысле. Сегодня практически каждый японец знает, что железнодорожные компании страны выставят огромные счета родственникам бросившегося под поезд, получить компенсацию за ущерб с семьи самоубийцы смогут владельцы частных зданий или территорий, где он покончил с собой.

Однако кардинально это ситуацию не изменило и, как считают некоторые исследователи, возможно, привело лишь к появлению новых убийственных ритуалов, которые в современной Японии еще не обрели краткого и емкого словесного обрамления, подобного прекрасно известному всему миру харакири. И потому власти готовы сместить акценты в борьбе с суицидом, сделав упор на медицинскую составляющую проблемы. Регулярные бесплатные консультации психологов и призывы к стару и младу обращаться за помощью при малейшем появлении признаков депрессии призваны для начала предотвратить «эпидемию самоубийств» в наиболее кризисных городах -- вроде уже упомянутого Рокуноэ. Если же пилотный проект окажется удачным, накопленный за время его реализации опыт планируется масштабировать уже по всей Японии.

Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ