Время новостей
     N°121, 11 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.07.2001
Конституционный юбилей
Российскому конституционному правосудию завтра исполняется десять лет. В это день в 1991 году президент СССР Михаил Горбачев подписал принятый Верховным советом закон «О Конституционном суде». О значении этого закона для России корреспонденту газеты «Время новостей» Светлане МИХАЙЛОВОЙ рассказал Владимир ТУМАНОВ, бывший тогда профессором Института государства и права, а впоследствии -- председателем Конституционного суда (февраль 1995 г. -- январь 1997 г.). Сегодня г-н Туманов возглавляет совет по совершенствованию правосудия при президенте.

-- Какой оценки, на ваш взгляд, заслуживает первый закон «О Конституционном суде»?

-- Это был один из первых важнейших демократических законов наступавшего нового периода. Учитывая важность конституционного правосудия для общества, в целом закон заслуживает положительной оценки. Он был построен на тщательном изучении зарубежного опыта работы конституционных судов, и организационные аспекты деятельности нашего суда в нем были освещены вполне нормально. Кроме того, этот закон предусматривал право простых граждан обращаться в КС, чего нет до сих пор во многих зарубежных конституционных судах.

-- Тогда почему этот закон прожил так недолго, ведь уже в 1994 году он был принят в новой редакции?

-- Как это часто бывает, недостатки закона стали продолжением его достоинств. Авторы первого варианта закона понимали, что речь идет о принципиально новом для России институте, который призван сыграть немаловажную роль в развитии законодательства, деятельности правосудия. Поэтому они старались наделить КС чрезвычайно широким кругом полномочий. И чтобы усилить позиции КС в жизни общества, отказались от первого из важнейших принципов судебной деятельности вообще и конституционного правосудия в частности. Я говорю о принципе «связанной инициативы». Ведь КС -- это орган, наделенный очень полновесными полномочиями, он может отменить закон, а его решение не вправе отменить никто. И чтобы не было злоупотреблений, должна действовать система сдержек и противовесов. А в первой редакции закона КС мог рассматривать дела по собственной инициативе, проверять конституционность не только нормативных актов, но и действий, например, президента. Все это привело к тому, что суд оказался вовлеченным в политические процессы и пошел как бы против самой природы правосудия.

-- В ныне действующем законе «О КС» систему сдержек и противовесов можно считать налаженной. А чем еще отличаются полномочия сегодняшнего КС от КС первого созыва?

-- Исчезло право проверять конституционность сложившейся правоприменительной практики других юрисдикций, то есть, по сути, вмешиваться в работу общих и арбитражных судов. Хотя в некоторых странах КС и проверяет конституционность отдельных судебных решений, но не практики как таковой. Из закона изъято право КС оценивать политические партии, зато суд теперь вправе толковать Конституцию, чего раньше не было.

См. также материал «Бурная политическая молодость КС»

Беседовала Светлана МИХАЙЛОВА