|
|
N°15, 01 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Арт-Клязьма» ищет новый формат
В воскресенье на территории пансионата «Клязьменское водохранилище» в рамках Московской биеннале открылся зимний land-art фестиваль «Арт-Клязьма-2005». Снег, мороз и солнце оказались главными составляющими идеальной экспозиции. Как сказал один из именитых гостей «Арт-Клязьмы» Георгий Пузенков, «брось на снег перчатку -- и выставка готова!».
Фестиваль удался не только по погодным условиям. Привезенные работы в большинстве случаев оказались остроумными, затейливыми, хорошо сделанными. Хитами считаю горку с лабиринтом от артели «Николай Полисский and Company», элегантно рифмующимися с неоконструктивистской архитектурой пансионата, минималистские объекты Владимира Архипова (Виктор Мизиано удачно назвал их «русским вещевым фольклором»), сверкающие на замерзшем озере силуэты балерин (Ксения Перетрухина и Яков Каждан вырезали их из баннерной ткани и разложили наподобие мизансцены балета «Лебединое озеро»), стоящий на юру на замерзшем водоеме черный куб Бориса Бернаскони с загадочным названием «Центральный дом художника» (чтобы попасть внутрь куба, необходимо прочесть рифмованное двустишье, бонус -- глоток шампанского)...
Повод для печали лишь один: руководитель фестиваля Ольга Лопухова решила, что после зимней «Арт-Клязьмы» традиционной летней может и не быть. Дальнейшая судьба фестиваля искусства на природе под вопросом. Почему успешную и полюбившуюся всем программу решено свернуть? Об этом Ольгу ЛОПУХОВУ спросил обозреватель «Времени новостей» Сергей ХАЧАТУРОВ.
-- Вы больше не хотите заниматься «Арт-Клязьмой»?
-- Пришла пора менять формат фестиваля. На то есть разные причины. Объективная: на месте нынешней «Арт-Клязьмы» будут создавать гольф-клуб. В проекте, над которым работает Евгений Асс, предусматривается создание отдельного от гольф-клуба парка современной архитектуры, куда будут перемещены существующие на «Арт-Клязьме» артобъекты («деревня» Полисского, к примеру). Субъективная причина: назрела потребность концептуального переформатирования фестиваля.
-- Почему, ведь фестиваль успешен и число его поклонников только увеличивается?
-- Когда «Арт-Клязьма» создавалась, это был едва ли не единственный в Москве большой проект, объединяющий работы многих художников. Сегодня достаточно посмотреть программу биеннале, чтобы понять: форма «большого проекта» стала основной. «Арт-Клязьма» отчасти дублирует другие выставки. Свою благородную миссию фестиваль выполнил: благодаря «Арт-Клязьме» засияли звездочки молодых художников (Диана Мачулина, Ростан и Марина Тавасиевы), с которыми сегодня работают самые престижные галереи столицы. Пришла пора придумывать что-то другое.
-- Не исключено, что найти новый формат «Арт-Клязьмы» поможет новое архитектурное проектирование пространства пансионата...
-- Согласна. Микст contemporary art с современной архитектурой всегда интересен. Особенно для land-art фестиваля, где требуется осваивать огромные природные пространства. Возможно, что такой синтез научит привыкших к тесным «уайт-кубам» московских галерей художников мыслить масштабно и не страдать агорафобией.
|