Время новостей
     N°15, 01 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.02.2005
АЛРОСА в Стране восходящего солнца
Японцы купили якутских бриллиантов на полмиллиона долларов
Компания АЛРОСА, на долю которой приходится 99% добычи алмазов в стране и около 23% в мире, сделала первый шаг на самый емкий после США рынок сбыта бриллиантов и ювелирных украшений. Вчера компания совместно с Токийской алмазной биржей провела первый в своей истории зарубежный аукцион по продаже бриллиантов, созданных огранщиками филиала своей "дочки" «Бриллианты АЛРОСА». Интерес к якутским камням проявили 20 японских компаний. В результате из выставленных на торги 53 бриллиантов (общим весом 155,16 карата) стартовой стоимостью 1,5 млн долл. удалось реализовать 11 (общим весом 49,36 карата, самый крупный --18,93 карата) на сумму около 410 тыс. долл. Однако в АЛРОСА подчеркивают, что задача продать весь объем не стояла, торги рассматриваются как эксперимент. Оценивая его итоги, вице-президент АЛРОСА Юрий Дуденков отметил, что первый аукцион подтвердил перспективность японского рынка. Говорить о дальнейших планах в компании сочли преждевременным, однако еще до торгов вице-президент АЛРОСА Сергей Улин не исключал возможности создания в Японии представительства компании.

Всего в прошлом году группа добыла алмазов на 2,145 млрд долл. и произвела бриллиантов на 130,4 млн долл. (а крупнейший в России производитель бриллиантов смоленский «Кристалл» -- на 310 млн долл.). При этом увеличивать мощность ограночного предприятия (проектная мощность составляет 150 млн долл.) АЛРОСА пока не собирается, поскольку в России огранка пока убыточна, а цены на сырье растут значительно быстрее, чем цены на бриллианты. До сих пор продажей бриллиантов занимался филиал созданного в 1999 году предприятия «Бриллианты АЛРОСА» в Москве. Как пояснили «Времени новостей» в пресс-службе компании, такие аукционы проводятся раз в два месяца начиная со второй половины 2003 года. При этом в торгах, пройдя соответствующую процедуру регистрации, может участвовать любая, в том числе и иностранная, компания. Количество участников на подобных аукционах превышает два десятка, а объем торгов составляет 1,5--2 млрд долларов.

До вчерашнего дня АЛРОСА не имела никаких торговых отношений с Японией. Официальная ее презентация в этой стране прошла на прошлой неделе: АЛРОСА самостоятельно участвовала в одной из крупнейших в мире алмазных выставок -- IJT-International Jewellery Tokyo, которая проходит в Токио уже шестнадцатый раз. В компании пояснили, что намерены изучить перспективы работы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, прежде всего в Японии, которая уже сегодня по потреблению изделий из бриллиантов уступает только США, а в ближайшие пять лет, по прогнозам, может стать крупнейшим рынком сбыта.

Во время прошлогодней токийской выставки якутская делегация при поддержке российских дипломатов уже готовила почву для дальнейшего сотрудничества. Представителям АЛРОСА удалось не только провести ряд переговоров с местными представителями алмазного бизнеса, но и заручиться поддержкой на политическом уровне. Так, член парламента Японии Таро Накаяма порекомендовал АЛРОСА «решительнее входить на японский рынок» и даже сулил поддержку в организации рекламных кампаний по продвижению продукции. Временный поверенный в делах России в Японии Михаил Галузин обещал содействие со стороны посольства. «Если все сложится нормально, -- резюмировал возглавлявший в прошлом году российскую делегацию гендиректор «Бриллиантов АЛРОСА» Александр Новоселов, -- то в скором времени Япония может стать одним из важнейших покупателей продукции АЛРОСА».

Яна ГОДОВАНАЯ