Время новостей
     N°15, 01 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.02.2005
Ненужные нормы
Центробанк продолжает отменять обязательные нормативы
Отобрав значительную часть банков в систему страхования вкладов, Центробанк продолжает смягчать нормативы, обязательные для выполнения участниками рынка. Вчера первый зампред ЦБ Андрей Козлов сообщил, что регулятор готов отменить норматив общей ликвидности, на который давно жалуются мелкие и средние банки. Банкиры не надеются, что жить после этого станет намного легче, и ждут от регулятора дальнейшей либерализации.

По словам первого зампреда ЦБ, выступившего на конференции в Цюрихе (его цитирует Прайм-ТАСС), решение об отмене норматива общей ликвидности (Н5) в конце года принял комитет банковского надзора ЦБ, а в ближайшее время соответствующее указание может быть утверждено советом директоров. Н5 требует, чтобы доля ликвидных активов банка в совокупном объеме активов не опускалась ниже 20%. Глава финансового управления Московского кредитного банка Татьяна Карасева отмечает, что именно этот норматив «не учитывает структуру обязательств банков по срочности» и дестимулирует «привлечение долгосрочных пассивов».

В прошлом году Банк России резко ужесточил требования к своим подопечным, обязав их соблюдать нормативы ежедневно. В то же время, пытаясь перейти от неэффективного «формализованного» надзора к содержательному контролю над банковскими рисками, ЦБ отменил сразу семь нормативов, оставив действующими только десять (ограничения по достаточности капитала, ликвидности, кредитным рискам, в том числе на одного заемщика, на акционеров и инсайдеров банка, и др.). «Уход от формальных критериев в надзоре -- генеральная линия ЦБ», -- напоминает исполнительный директор центра развития Дмитрий Лепетиков.

Однако все эти новшества (инструкция Банка России об обязательных нормативах вступила в силу в апреле 2004 года) вызвали в среде банкиров чувства, похожие на панику. О том, что выполнять требования ЦБ, особенно без ущерба для прибыли, стало сложнее, неофициально говорили многие из них. Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандруев даже полагает, что изменение этих требований на фоне инициированного ЦБ отбора в систему страхования вкладов вместе с прочими причинами «довели банковскую систему до кризиса доверия».

Набор жестких нормативных критериев накануне введения банковских гарантий, безусловно, был необходим Центробанку для того, чтобы спокойно очищать рынок от слабых кредитных организаций. И хотя летом директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский заявил, что чиновники готовы рассмотреть возможность смягчения и уточнения ряда нормативов (в частности, норматива риска на одного заемщика, Н6), до конкретных шагов дело не дошло. И хотя в июле--сентябре на Неглинной (возможно, временно) отказались от «зачистки» банковской системы, Андрей Козлов анонсировал первые либеральные меры, только дождавшись завершения подавляющего большинства проверок по линии страхования вкладов, -- в системе уже находится более 540 банков.

Примечательно, что Банк России начинает либерализацию далеко не с самого значительного критерия общей ликвидности. В марте 2003 года ЦБ даже выпустил письмо, рекомендуя своим чиновникам использовать Н5 «для анализа состояния» банка и не применять карательных мер в случае формального неисполнения норматива. Начальник экономического департамента МДМ-банка Татьяна Конкина отмечает, что «случаи несоблюдения банками норматива Н5 (при условии выполнения других нормативов ликвидности) достаточно редкие». «Его влияние на бизнес банка минимально, -- соглашается начальник казначейства Пробизнесбанка Филипп Самарец, -- было бы странно, если бы нормально работающий банк держал в ценных бумагах, на корсчете и в кассе менее 20% активов».

В то же время на рынке надеются, что ЦБ не остановится на достигнутом. Г-н Лепетиков отмечает, что регулятор находится «в начале пути» и продолжит отказываться от некоторых нормативов. А г-н Самарец полагает, что ЦБ «достиг бы более ощутимого результата, пересмотрев показатель долгосрочной ликвидности (норматив Н4), ограничивающий размещение средств на срок свыше одного года». «После его отмены у средних и малых банков появилось бы больше возможностей выдавать «длинные» кредиты, развивать ипотечные программы», -- отмечает эксперт.

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ