|
|
N°121, 11 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новый аргумент против глобализации
В Ковент-Гардене продолжаются гастроли Мариинского театра
Нынешние выступления театра юбилейные -- ровно 40 лет назад его искусство увидела искушенная британская публика. Прошлогодние лондонские гастроли Мариинки, проходившие при переполненном зале, критики назвали легендарными, а наследник престола принц Чарльз не удержался и поднялся на сцену, чтобы выразить восхищение постановкой оперы Прокофьева «Война и мир».
В этот раз любители классической хореографии особо ожидали приезда балетной труппы, поскольку помимо традиционного репертуара -- спектаклей «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Корсар» -- Мариинский театр представил собственную версию постановки британского балета «Манон». Четверть века назад этот спектакль на музыку Массне был поставлен на сцене Ковент-Гардена британским хореографом Кеннетом Макмилланом.
Совместная постановка петербуржцев и Королевского Лондонского кордебалета публике понравилась, а в прессе появились противоречивые отзывы.
Сравнивая русскую и классическую английскую версии постановки, Guardian пишет: «Попытка Кировского театра поставить «Манон» Макмиллана опровергает утверждение об универсальности балетного искусства. Это произведение настолько связано с традициями британской балетной школы ХХ века -- реализмом и психологизмом персонажей, -- что кировская труппа просто должна была станцевать его по-другому. Они представили русский балет прошлого века... Эти танцоры -- самые дисциплинированные в мире и владеющие классическим жестикуляционным языком, поэтому неудивительно, что они даже не попытались создать галерею ярких характеров, как это задумывал Макмиллан». Independent также отмечает непривычность постановки для британского зрителя: «Кировский театр органично пополняет репертуар балетами Баланчина, Тюдора и других западных хореографов, но спектакль Макмиллана -- абсолютно новая для него работа. Мы его восприняли, но стиль Макмиллана предполагает переход классики в более вычурные, экспрессионистские формы, когда действо зависит от истинно английского натуралистического подхода к танцу. Попытка русских танцоров соответствовать этому лекалу демонстрирует, насколько они далеки от нас».
Из рецензии в The Times: «Любой верящий в то, что глобализация балетного искусства разрушает национальные стили, обязательно должен увидеть «Манон»... Артисты Кировского театра танцуют спектакль как французскую романтическую сказку. Их игра и танец -- абсолютная антитеза натуралистическому стилю Макмиллана, они очень русские по духу».
Во вторник в Ковент-Гардене на смену балетной труппе пришли мастера оперного искусства Мариинки. Прошлогодняя ставка Валерия Гергиева на оперы Прокофьева полностью себя оправдала -- лондонские премьеры «Войны и мира» и «Семена Котко» произвели подлинную сенсацию. В этот раз британцы смогут услышать лучшие произведения из репертуара театра -- оперы «Аида», «Бал-маскарад», «Отелло», «Макбет» и «Дон Карлос».
Евгения КУБИЧ