|
|
N°15, 01 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Забыто и раскрыто
За убийство депутата Скорочкина больше никто не ответит
Сегодня истекает десятилетний срок давности привлечения к уголовной ответственности людей, убивших депутата Госдумы Сергея Скорочкина. По версии следствия, преступление совершили шесть человек из Подмосковья и Нижнего Новгорода. Дело против них еще с 1998 года ходит по судам разных инстанций. За это время двое обвиняемых выбыли из процесса -- один умер, в отношении другого расследование прекратили. Остальным подсудимым присяжные трижды выносили оправдательные приговоры, но Верховный суд по протесту прокуратуры их всякий раз отменял и отправлял дело на повторное рассмотрение. Очередные слушания по этой истории должны состояться в Мособлсуде 2 февраля. Как нам заявили адвокаты обвиняемых, в этот день они намерены подать ходатайства о прекращении уголовного дела в отношении их клиентов за давностью. Несмотря на то что подсудимые таким образом фактически признают свою вину, согласно «старому» УК, действовавшему на момент гибели Скорочкина, больше им никакое наказание не грозит.
О Сергее Скорочкине впервые заговорили в мае 1994 года. Тогда все СМИ сообщили об истории, как депутат в ссоре расстрелял в родном Зарайске двух человек. Генпрокуратура потребовала от Госдумы лишить Скорочкина депутатской неприкосновенности, но получила отказ. 1 февраля 1995 года в том же Зарайске был убит и сам Скорочкин. Он отдыхал в баре «У Виктора», когда туда ворвались люди в масках и с автоматами. С криком «ОМОН!» они уложили всех посетителей на пол, а депутата увезли в лес и расстреляли. Расследования этого дела вела прокуратура Московской области. По ее версии, в феврале 1994 года Сергей Скорочкин продал принадлежавшее ему предприятие АОЗТ «Спирт» бизнесмену из Нижнего Новгорода Николаю Лопухову. Тот всю часть суммы депутату отдать не смог и остался должен 388 тыс. долл. В течение года Скорочкин постоянно напоминал коммерсанту о долге, давил на него, и тому это надоело. В результате он обратился за помощью к «авторитетному» жителю Подмосковья Олегу Липкину, уже много лет оказывавшему защиту АОЗТ «Спирт» от других криминальных структур. Тот согласился помочь и якобы расправился с депутатом, подрядив под это еще четырех человек. В результате за решеткой помимо Липкина и Лопухова оказались также Теймураз Кургин, Алексей Евсеев, Сергей Зорин и Виктор Москалев.
В ноябре 1998 года коллегия присяжных Мособлсуда оправдала всех подсудимых за исключением Липкина и Кургина, которых признали виновными только в грабеже, хулиганстве и похищении Скорочкина. Верховный суд отменил этот приговор и отправил дело на новое рассмотрение. В результате присяжные еще дважды признавали обвиняемых невиновными (последний раз в мае 2003 года) в убийстве депутата, а вышестоящая инстанция требовала пересмотра дела. За это время Лопухов умер, а Кургина освободили от ответственности, поскольку на момент преступления он являлся несовершеннолетним (для них в старом УК срок давности был определен всего в пять лет).
Очередной процесс по делу Скорочкина должен был начаться еще в октябре 2004 года, но всякий раз он откладывался из-за болезни обвиняемых, адвокатов или присяжных. В результате новая дата слушаний была назначена на 2 февраля -- как раз к истечению срока давности по делу Скорочкина. Согласно ст. 48 «старого» УК «лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если со дня совершения им преступления истекло десять лет».
«На слушания 2 февраля адвокаты всех подсудимых подадут судье ходатайство о прекращении дела в отношении клиентов, -- заявила вчера «Времени новостей» адвокат Олега Липкина Ираида Егорова. -- Закон четко указывает, что если истек срок давности, то дело должно быть прекращено. Единственное требование -- подсудимым необходимо дать на это свое согласие. В нашем случае они согласны, несмотря на то, что этим фактически признают вину. Они не совершали этого преступления, но у людей уже почти десять лет оказались вычеркнуты из жизни. Липкин, например, провел в тюрьме больше пяти лет, заработал там тяжелое заболевание. Они так устали, что согласны на все, лишь бы их оставили в покое. Мы обсуждали варианты дальнейшей борьбы и пришли к выводу, что новый вердикт тоже будет оправдательным, но его опять отменит Верховный суд, и все начнется по новой. Генпрокуратуру явно устраивают либо обвинительный приговор, либо прекращение дела по нереабилитирующим основаниям. В любом из этих случаев дело будет считаться раскрытым и настоящих убийц Скорочкина можно больше не искать».
Александр ШВАРЕВ