|
|
N°14, 31 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смертники пришли на выборы
Ирак получил парламент и свободу без демократии
Вчера состоялись самые странные парламентские выборы в современной истории. Это выборы в 25-миллионном Ираке, воюющей стране, где находятся около 170 тысяч иностранных военных, из которых 150 тысяч - американцы. Местное население называет чужеземцев не иначе как оккупантами. «Тех, кто пойдет на выборы, будем убивать», -- пригрозила накануне группировка «Джихад «Аль-Каиды» в Ираке», возглавляемая одноногим Абу Мусабом аз-Заркави. Власти только за пару дней до выборов сообщили точные адреса избирательных участков. В городах запретили ездить на личных автомобилях, избирателей перед входом на участок не менее двух раз обыскивали сотрудники спецслужб. В иракском парламенте будет 275 мест, на них претендовали 111 партий и движений.
Весь вчерашний день из Ирака приходили сообщения о терактах. Еще за день до выборов ракетному обстрелу подверглось посольство США в Багдаде, два американца погибли. Вчера на избирательных участках погибли не менее 36 человек. Ранним утром смертник подорвал себя в толпе избирателей на западе Багдада, потом еще один иракец взорвал себя возле участка на севере столицы в районе Садр-сити. Потом самоубийца подорвал заминированную машину в центральном багдадском районе Эль-Мансур, другой взорвался в этом же районе у другого избирательного участка, еще один -- в расположенном на западе Багдада районе Искян. Южнее Багдада террорист-смертник подорвал себя в автобусе, шедшем на участок. Агентство Reuters со ссылкой на МВД Ирака сообщило, что "одним из смертников был чеченец, а другим -- сириец".
Ответственность за акции взяла на себя группировка Абу Мусабы аз-Заркави. На сайте в Интернете она поместила заявление, что 13 ее смертников совершили взрывы на избирательных участках. Были случаи, когда участки подвергались минометному обстрелу, вооруженные нападения зафиксированы в городах Басра, Мосул, Баакуба, Эр-Рамади и Самарра. А вечером в 30 км к северо-западу от Багдада потерпел катастрофу британский военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес», вылетевший из Багдада в район городка Балад. Вчера сведений о пострадавших и причине падения самолета не было, но известно, что это случилось через 25 минут после закрытия избирательных участков.
Но, несмотря на разгул насилия, все внимание было приковано к главному показателю успеха выборов - явке избирателей. Представитель иракской избирательной комиссии Адиль аль-Лами еще до закрытия участков заявил, что явка по стране равна 72%, а в районах проживания шиитского населения превысила 90%. Эти данные невозможно проверить, на выборах - из-за отсутствия безопасности - не было международных наблюдателей. Прямо на участках появилось лишь несколько экспертов. Основная группа наблюдателей, созданная при ООН, следила за ходом голосования из соседней Иордании. «Все понимают, что цифры проверить невозможно», -- признал в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» проживающий в Лондоне иракский политолог Нидаль аль-Лейси.
Еще в минувший четверг МИД России категорически заявил, что Москва не отправит своих людей наблюдать за выборами в Ираке. «Кому охота ехать, когда объявлено, что будут убивать на участках?», -- удивился в беседе с корреспондентом "Времени новостей" главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Георгий Мирский. Глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев в интервью "Времени новостей" заявил: «Обеспечить безопасность наблюдателей было бы крайне тяжело. А то, что выборы отличаются от общепринятых стандартов, видно и без наблюдателей, достаточно телевизор посмотреть. Подвергать риску жизни наблюдателей, чтобы просто подтвердить это, было бы неоправданно. ОБСЕ также своих наблюдателей на эти выборы не направляла».
По данным «Времени новостей», некоторые иракские партии, к примеру, коммунистическая партия, приняли решение участвовать в выборах из тактических соображений: это политический способ борьбы с иностранным присутствием и попытка повлиять на происходящее в стране. «Явка больше, чем ожидалось. Иракцы оказались умнее. Это голосование -- тоже способ избавиться от оккупации. Но не убивая американцев, а создавая собственную армию и полицию. Это самый короткий путь избавления от оккупации», -- замечает Георгий Мирский.
«Выборы прошли лучше, чем ожидалось», -- отреагировала вчера госсекретарь США Кондолиза Райс. А президент Джордж Буш в субботу в радиообращении признал, что «насилие террористов не закончится с выборами», но пообещал иракцам, что и после выборов США не оставят их "наедине с террористами". Вчера поздно вечером по московскому времени по этому поводу должна была прозвучать еще одна речь Буша.
Тревожно, однако, что явка была высокой лишь в районах проживания мусульман-шиитов (особенно на юге) и курдов (преимущественно на севере). А вот в суннитских районах страны явка была низкой. Участки в Фаллудже, Рамади, Самарре (так называемый суннитский треугольник, где сильно сопротивление американцам) были пустынны, а некоторые вообще не открывались. Мусульмане-сунниты, а их в Ираке меньшинство, при Саддаме Хусейне правили страной. И сейчас шииты, а это две трети иракцев, берут реванш, что чревато столкновениями. «Сунниты оказались на обочине, и это таит угрозу для будущего Ирака. В парламенте будут доминировать шииты. Если новые власти не проявят благоразумие и не увеличат волевым решением долю суннитов в структурах власти, то возможны проблемы", -- уверен Георгий Мирский. По его словам, «насилие продолжится. Ведь среди боевиков есть и настоящие патриоты, которые ненавидят оккупантов и хотят от них избавиться. Число таких суннитских бойцов увеличится, если они увидят, что Ирак превращается в шиитско-курдское государство».
А Константин Косачев замечает: «Ясно, что эти выборы невозможно было провести в соответствии с международными стандартами. Мы это проходили на примере Чечни. Мир критиковал тамошние выборы за несоответствие стандартам. Но это же несоответствие есть и в Ираке, хотя у меня ощущение, что мир об этом особо говорить не будет».
При этом Константин Косачев считает, что Россия должна признать иракские выборы: "Это хотя и маленький, но шаг в правильном направлении. Иракцы движутся к созданию собственных органов власти. Все остальное для Ирака еще хуже».
«Эти выборы свободные, но недемократические, -- резюмирует Георгий Мирский. -- Свободные потому, что иракцы впервые выбирали из 111 партий. Те люди, которые голосовали, имели возможность выбирать между различными платформами. А недемократические они потому, что значительная часть населения, особенно сунниты, в том числе из-за угроз, не приняли в них участия».
Избранный вчера парламент (официально он называется переходная национальная ассамблея) назначит президента и вице-президентов, которые, в свою очередь, назначат премьер-министра. Правительство, сформированное на основе парламентского большинства, будет считаться переходным. До 15 августа парламентарии подготовят текст конституции, а до 15 октября проведут референдум по ее проекту. Не позднее 31 декабря этого года в Ираке должно появиться уже конституционно избранное правительство.
Андрей ЗЛОБИН, Елена СУПОНИНА