|
|
N°14, 31 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Репрессивная бухгалтерия
Никто не хочет платить по сталинским счетам
В тени митинговых страстей вокруг компенсации натуральных льгот осталась практически незамеченной еще одна проблема монетизации. Она заключается в том, что, затевая реформу, власти по сути попытались скинуть с себя бремя материальной и моральной ответственности за преступления советского режима.
В ближайшее время к протестующим пенсионерам и инвалидам, добивающимся возвращения бесплатного проезда в транспорте, может присоединиться еще одна категория льготников -- жертвы сталинских репрессий и натерпевшиеся от режима «за политику» в хрущевские и брежневские времена. В целом по России, как сообщила «Времени новостей» исполнительный директор московского правозащитного общества «Мемориал» Елена Жемкова, материальный урон в ходе монетизации может быть нанесен более одному миллиону человек, относящихся ко всем категориям пострадавших от советского режима -- от раскулаченных до политзаключенных послесталинского периода. Ранее все они считались "полноценными" российскими льготниками. В частности, обладали правами на бесплатный проезд в общественном транспорте, санаторно-курортное обслуживание, получали лекарства с 50-процентной скидкой и оплачивали лишь половину стоимости коммунальных услуг. За месяцы и годы, необоснованно проведенные за решеткой или в психиатрической клинике, государство выплачивало регулярные компенсации. Пожалуй, одним из самых существенных было право на первоочередное получение жилья. Что из этого удастся сохранить в ходе монетизации, просто неизвестно.
Причем правозащитники усматривают в федеральном законе №122 помимо прямого материального ущерба пострадавшим от репрессий еще и идеологический обман. По их мнению, авторы реформы льготных выплат почти полностью изменили идею закона «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 года, исключив из его преамбулы даже упоминание о моральном ущербе, который был нанесен репрессированным. Получается, что тем самым власть дистанцировалась от оценки преступлений советского и прежде всего сталинского режима.
«Российское государство не признает более того факта, что этим людям причинялись физические и нравственные страдания», -- говорится в заявлениях, с которыми уже выступили региональные филиалы «Мемориала». А руководители псковского отделения правозащитной организации утверждают, что Россия, отказывая жертвам репрессий в государственной помощи, нарушает ратифицированную ею Конвенцию ООН «Против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания». Согласно этому документу именно компенсация нанесенного государством ущерба является коренным условием как для реабилитации жертвы, так и для стабильности в обществе. «Поэтому принятый закон нельзя расценить иначе, как резкое изменение политического курса руководства России в вопросах оценки репрессивных методов государственного управления страной в прошлом, как отказ от принципов соблюдения прав человека, отказ от политики демократизации, формирования гражданского общества и правого государства», -- подчеркивается в заявлении псковского «Мемориала».
Другой, уже сугубо материальный аспект проблемы состоит в том, что федеральные власти перенесли бремя заботы о пострадавших на регионы. С 1 января 2005 года все меры социальной поддержки реабилитированные граждане должны получать из бюджетов субъектов федерации. Это все равно что за холокост, который инициировался имперской рейхсканцелярией, сегодня отвечали бы правительства федеральных земель Германии. Скажем, выплата компенсаций бывшим узникам концлагерей Заксенхаузен и Бухенвальд входила бы в обязанности властей только Бремена и Тюрингии.
Более того, согласно новому законодательству российские регионы имеют право (а вовсе не обязанность!) оказывать «социальную поддержку» жертвам репрессий, исходя из имеющихся финансовых возможностей. Естественно, в большинстве субъектов федерации денег на бывших «политических» пока не нашлось.
Даже зажиточная Москва, правительство которой своевременно позаботилось о всех категориях городских льготников, не смогла сохранить социальный пакет для реабилитированных в прежнем объеме. Утрачены права на бесплатный автомобиль, компенсация за неиспользованную путевку в санаторий, дешевые продукты и товары. Порядок постановки на жилищный учет и предоставления жилплощади пока законодательно не отрегулирован. «На местах никто ничего не даст. Может, Аяцков или Прусак не обидят репрессированных, остальные же не будут давать ни копейки, -- убежден председатель комиссии по делам жертв политических репрессий при администрации президента Александр Яковлев. -- Отчасти потому, что в большинстве регионов номенклатура старая -- они или сами помнят сосланных, или отцы их участвовали в репрессиях».
По мнению г-на Яковлева, едва ли такие идеологические погрешности закрались в закон о монетизации случайно. Глава комиссии по делам жертв политических репрессий утверждает, что пытался вмешаться еще на стадии написания законопроекта о льготных выплатах. «Мы много написали записок -- и Фрадкову, и Путину, и главе администрации президента, -- сообщил он «Времени новостей». -- Сначала наши обращения подействовали. Но потом все-таки в Думе нашлись полуфашисты, которые потребовали моральный ущерб убрать и всю помощь перенести на места».
Другой причиной неудачи Александр Яковлев считает равнодушие к репрессированным, которое укоренилось в российском обществе. «На местах осталось много тех, кто сам (или их родственники) обслуживал лагеря, фальсифицировал дела, допрашивал заключенных, возбуждал уголовные дела в прокуратуре и писал доносы, -- говорит он. -- 75--80% всех расстрелов было осуществлено по доносам граждан. Многие из таких сейчас еще живы, а некоторые почувствовали новые времена -- чего хочет укрепляющаяся у власти номенклатура».
В противовес правозащитникам законодатели объясняют ситуацию простым бухгалтерским расчетом. Глава комитета Госдумы по социальной политике Андрей Исаев уверяет, что у депутатов «вовсе не было злонамеренной попытки восстановить сталинизм как часть политики». «Просто в тех вопросах, которые требовали политического подхода, возобладал бухгалтерский расчет, -- сообщил депутат «Времени новостей». -- Признание морального ущерба давало основания для взыскания дополнительных средств с государства. Правительство опасалось, что в категории репрессированных попадут целые народы, число таких жертв резко увеличится, и это ляжет непосильной нагрузкой на федеральный бюджет. Наконец правительство согласилось взять на себя такое бремя при условии, что компенсационный фонд будет увеличен на 30 млрд руб. из собираемых налогов. Но тогда воспротивились регионы-доноры».
Тем не менее г-н Исаев признал, что ситуация с репрессированными -- это такая ошибка, которую надо исправлять. И пообещал, что возглавляемый им комитет немедленно начнет проводить консультации, чтобы на парламентских слушаниях в марте снова поднять вопрос о необходимости возвращения жертв советского режима в федеральный регистр льготников. Но просто ждать помощи от законодателей жертвы репрессий не собираются. Правозащитное общество «Мемориал» совместно с комиссией по делам жертв политических репрессий при администрации президента уже готовят обращение в правительство. А на митингах против монетизации все чаще появляются лозунги, написанные от лица репрессированных и ныне забытых россиян.
Марина КАЛАШНИКОВА