|
|
N°14, 31 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Война до последнего абонента
Скоро в Москве мобильных телефонов будет больше, чем людей
Декабрьские распродажи комплектов для подключения к сети мобильной связи порой напоминали раздачу новогодних подарков. Новый абонент МТС на одном из тарифов за 49 руб. получал sim-карту для подключения, около 400 руб. на счете и лотерейный билет с возможностью выиграть бесплатное обслуживание в течение года. «Би Лайн» каждому новому абоненту за те же 50 руб. начислял 140 руб. на счет и дарил 33 минуты общения. Коробочки с комплектами скупали оптом. По данным Advanced Communications & Media, число абонентов в Москве превысило 99% от общего числа жителей, включая грудных детей и пенсионеров. Разумеется, цифры статистики имеют очень мало общего с действительностью.
Рождественский альтруизм операторов становится понятен из сопоставления их абонентских баз. В ноябре «Би Лайн» и МТС в московской лицензионной зоне практически сравнялись по числу абонентов (преимущество МТС составляло доли процента). Декабрь -- знаковый месяц, по итогам последнего месяца принято оценивать успешность всего года в целом. Результат финального забега никто не брался предсказать до последнего момента. Допинга операторы не жалели. МТС удалось-таки отстоять свое лидерство в московском регионе, а оба ее конкурента в очередной раз продемонстрировали блестящие цифры отчетности своим акционерам.
Итоги декабрьского роста количества абонентов в Москве (по данным операторов): МТС -- 530 тыс., «Би Лайн» -- свыше 520 тыс., «Мегафон» -- 215 тыс. Миллион с четвертью неожиданно материализовавшихся новых пользователей? Конечно же нет. Абонентов больше не стало или стало ненамного. Дареные минуты «Би Лайна» и доллары МТС брали про запас, кто сколько мог и хотел унести. Многие покупали по пять--десять комплектов. Некоторые брали больше, вызывая раздражение очереди: на оформление каждого комплекта требовалось две-три минуты. Кое-где больше пяти комплектов в одни руки не давали -- как при советской власти туалетную бумагу. Откуда, спрашивается, ажиотажный спрос? Ведь по пять телефонов с собой никто не носит.
Одна из главных причин -- отсутствие сроков действия платежа в МТС и «Би Лайн». Иными словами, sim-карты этих операторов можно заготавливать впрок во время предновогодних распродаж и затем весь год вскрывать консервные банки (в смысле распечатывать коробочки) по мере необходимости.
Комплекты «Би Лайн» было удобно запасать на лето: подарочные 33 минуты местной связи экономно расходуются посекундно с начала разговора, так что пяти-семи новогодних комплектов рачительному хозяину вполне хватит на весь дачный сезон. Еще один популярный вариант употребления комплекта -- проговорить подаренные 33 минуты, а 140 руб. баланса использовать для мобильного Интернета, что опять-таки нелишне летом на даче.
С коробочками "Джинс" еще интереснее. Здесь подарочные минуты оформлены в виде денег на счете (11--14 долл. в зависимости от типа контракта). Обналичить подарок не выйдет и собрать деньги на одном счете тоже. Однако есть немало других способов использовать подарок оператора. Как вариант, использовать дареные деньги на междугороднюю связь. Зачем покупать телефонную карточку, если за те же деньги можно купить два комплекта МТС и наслаждаться таким же (а чаще даже большим) количеством минут качественной междугородней связи? Не говоря уже о звонках абонентам МТС других регионов. Главное, не увлечься долгими междугородними беседами и не уйти в минус. В МТС из-за задумчивости биллинговой системы деньги порой снимаются со счета через полтора-два часа после разговора, так что можно запросто оказаться должным 50--100 долл. Оператор утверждает, что в этом случае сумеет добиться уплаты задолженности, но как именно, не говорит.
Есть и другой способ сравнительно небесполезного использования денег на счете -- SMS-сервисы. Телеэкраны пестрят рекламой мелодий и призывами отправить SMS, вагоны метро обклеены предложениями бесплатно поехать в Арктику и на Канары, достаточно отправить SMS. Стоимость такого сообщения высока (доллар и более), и по своей сути такие "рекламные акции" -- плохо замаскированные лотереи с очень большим количеством участников. Но покупатели новогодних комплектов "Джинс" могут попытать счастья практически даром.
Еще один забавный пример использования подарочного баланса -- хорошо налаженное обслуживание посетителей популярных сайтов знакомств в Интернете. Хочешь выдвинуться на первые места в системе поиска -- заплати доллар (снимается со счета при отправке SMS), и минуты полторы твоя анкета побудет в первой двадцатке или сотне. Не хочешь платить -- анкета будет пылиться в дальних закоулках сайта. Многие платят, причем тем чаще, чем больше желающих поднять анкету ценой SMS. По самым осторожным оценкам, доход такого (формально бесплатного) сайта исчисляется тысячами долларов в день. 30% выручки достается оператору мобильной связи.
Развитие платных сервисов и региональная экспансия в нынешнем году станут основными средствами развития бизнеса операторов сотовой связи. Экстенсивный путь -- привлечение все новых и новых абонентов -- на богатых рынках обеих столицах практически исчерпан. А если и в канун 2006-го операторы устроят такую же облаву на «новых» абонентов, какая прошла в минувшем декабре, уровень охвата жителей Москвы мобильной связью превысит 100%.
Несмотря на то что эксперты скептически оценивают официальные заявления об объеме абонентских баз, сами операторы комментируют декабрьские результаты в превосходных тонах.
Павел Нефедов, директор департамента по связям с общественностью ОАО "МТС": «Декабрь был феноменально успешным месяцем для российского сотового рынка. Например, по Москве уровень проникновения приблизился к 100%. Благодаря успешным маркетинговым акциям по результатам года мы смогли не только отстоять наше лидерство по Москве и по России в целом, но и увеличить отрыв от конкурентов».
Юлия Остроухова, пресс-секретарь, служба по связям с общественностью ОАО "Вымпелком" (торговая марка «Би Лайн»): «Мы довольны результатами. Высокий прирост нашей абонентской базы в московском регионе в декабре минувшего года может быть обусловлен не только сезонностью, но и правильно выбранными маркетинговыми инициативами компании. Удачной, на наш взгляд, была новогодняя кампания. Повлияло также качество и спектр предлагаемых услуг».
Роман Проколов, советник генерального директора ЗАО "Соник Дуо" (сеть "Мегафон-Москва"): «В наступившем году борьба за число абонентов закончится, и начнется борьба за их лояльность. Наша компания традиционно ориентируется на активных пользователей. Подключаясь к оператору, люди должны делать взвешенный и осознанный выбор. В декабре такой выбор в пользу «Мегафона» сделало больше 200 тыс. жителей московского региона».
Сергей ПОТРЕСОВ