|
|
N°14, 31 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не все «Своим»
«Орел» продемонстрировал дипломатию и расчет
В субботу в первом павильоне «Мосфильма» вручали премии «Золотой орел». Их присуждает организованная четыре года назад Никитой Михалковым Национальная академия кино и телевидения.
На третьем по счету «Орле» стало очевидно: это не премия профессионального сообщества, это ритуал. Сводящийся к отлично организованной церемонии (нынешняя была фактически безукоризненной), обязательному присутствию высоких зарубежных гостей и дипломатичному распределению наград между претендентами в основных номинациях.
Президиум академии четко следит за тем, чтобы поводы к недовольству сводились к минимуму, а главные «Орлы» улетали в направлении, которое руководство академии по тем или иным соображениям сочтет правильным.
Предположением, что лучшим фильмом на сей раз будет признан «72 метра» Владимира Хотиненко, я лично поделилась с окружающими еще до начала церемонии. Причины, по которым руководство «Орла» должно было принять именно такое решение, легко просчитывались: «72 метра» произведены студией Никиты Михалкова ТРИТЭ в содружестве с «Первым каналом». Еще один продюсерский проект «Первого» -- «Ночной дозор» -- в основные номинации вообще не вошел. (Напомним, что шорт-лист составляется на основе голосования всех членов Союза кинематографистов.) Фильм же Хотиненко был демонстративно обойден всеми другими наградами: он не вошел ни в число призеров «Кинотавра», ни в список лауреатов премии критики «Золотой овен». И не потому, что так уж проигрывает конкурентам в качестве: либеральная общественность углядела в «72 метрах» милитаристский пафос, умноженный на конформизм. А идеологическая подоплека для большинства российских либералов всегда была важнее профессиональных аспектов.
«Орел» решил восстановить справедливость по отношению к обиженному режиссеру и продюсерской группе, но чтобы не слишком травмировать остальных, выделил по набору статуэток каждому из фигурантов. Богдан Ступка и Алена Бабенко получили актерские премии за «Водителя для Веры» Павла Чухрая (продюсеры Игорь Толстунов и Александр Роднянский); Елена Яковлева -- за исполнение роли второго плана, а Валерий Тодоровский -- за режиссуру «Моего сводного брата Франкентштейна» (продюсер Леонид Ярмольник); оператор Сергей Мачильский, сценарист Валентин Черных и актер Сергей Гармаш за работу в «Своих» Дмитрия Месхиева (продюсеры Виктор Глухов, Сергей Мелькумов, Елена Яцура); а Владимир Аронин стал лауреатом «Орла» как художник-постановщик фильма «Папа» Владимира Машкова (продюсеры Игорь Толстунов, Владимир Машков).
Можно было, конечно, предположить, что Михалков поддержит «Своих»: во-первых, потому что это фильм-триумфатор подведомственного ему Московского фестиваля, во-вторых, потому что там отлично сыграла его дочь Анна. Но то, что Никита Сергеевич отдаст предпочтение не родству, а дружбе -- нерушимой дружбе с «Первым каналом», -- стало ясно уже при выдвижении от России фильма на «Оскара». В Лос-Анджелес отправился «Ночной дозор».
Кстати, обойденный основными номинациями фильм Тимура Бекмамбетова умудрился-таки стать чуть ли не главным действующим лицом церемонии. Во время вручения приза в номинации «Лучший сценарий» на сцену поднялась группа «Уматурман» и под клип из «Дозора» исполнила свой хит про Антона Городецкого. Потом вышел Никита Сергеевич и заметил, песня эта -- не что иное, как синопсис сценария, суть, так сказать, проекта. После чего в аналогичном формате были представлены все фильмы, претендующие на звание лучшего. «Уматурман» играла мелодию из «Дозора», а Николай Фоменко очень смешно пропевал содержание «Своих», «Папы», «Брата Франкенштейна», «Водителя для Веры» и «72 метров». Отличные тексты «рэп-синопсисов» придумал, насколько нам известно, Алексей Кортнев. Это было самой удачной находкой церемонии, которую в этом году вообще отличали вкус и идеальное чувство меры: вручение наград по 21 номинации заняло чуть более двух часов. Кульминацией же стала даже не номинация «Лучший фильм», а вручение приза за вклад в мировой кинематограф: его получил специально прибывший в Москву Фрэнсис Форд Коппола. За несколько часов до церемонии Коппола встречался с Владимиром Путиным, и первый человек, которого он со сцены поблагодарил за своего "Орла", был президент РФ. Вручал награду Константин Эрнст, 15 лет назад еще не в качестве гендиректора Первого канала, а как автор и ведущий "Матадора" сделавший про Копполу специальный выпуск этой передачи. А буквально через несколько минут уже Эрнст мог бы получить награду из рук Копполы -- как продюсер лучшего фильма «72 метра». Но на этот раз вопреки правилам статуэтку за фильм вышел получать не продюсер, а режиссер. И не мог скрыть своей радости. «В конце концов все вы в этом году уже что-нибудь получили!» -- обратился Хотиненко к своим соперникам.
Расклад «Орла» мог бы стать еще более сложным, окажись в списке претендентов Кира Муратова со своим «Настройщиком» -- лучшим, на мой взгляд, фильмом прошлого года. Но продюсер картины Сергей Члиянц попросил не рассматривать эту картину, так как она еще не вышла в прокат; на следующий год, по мнению Члиянца, присутствие «Настройщика» в списке для голосования будет более уместным.
На всех подведомственных Никите Михалкову церемониях бывают именитые зарубежные гости. Но третий «Орел» побил все рекорды. Помимо Копполы и Морриконе (он получил «Орла» за музыку к «72 метрам») в зале находилось еще полтора десятка видных европейских кинематографистов. Они прилетели в Москву на выездное заседание Европейской киноакадемии. Обсуждалась, в частности, возможность проведения в Москве очередной церемонии вручения главных наград европейского кино. (Но, как стало известно «Времени новостей», в силу организационных причин это вряд ли произойдет раньше 2008 года.)
Вряд ли европейские гости могли вникнуть в детали происходящего. Хотя своего рода «наводку» им дал всемирно известный художник Юрий Купер. Он вручал приз Владимиру Аронину, а во вступительной речи рассказал историю о том, как Михалков в детстве любил драться со всеми подряд. В том числе и с художниками. «А теперь он стал их награждать», -- завершил свое краткое выступление Купер. Иностранные гости, возможно, восприняли это как фигуру речи. Зато многие сидящие в зале российские кинематографисты после третьей церемонии окончательно уверились (и оживленно обсуждали это в кулуарах) в том, что «Золотой орел» -- награда лично от Никиты Сергеевича. Ну и что? В конце концов, для выявления мнения профессионального сообщества есть безалаберная, совсем не такая блестящая, способная довести пятичасовой церемонией до умоиступления «Ника». И должны же две главные российские кинопремии чем-то отличаться друг от друга.
Лариса Юсипова