|
|
N°14, 31 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Музей односторонней истории
Российский посол так и не признал оккупацию Латвии
В Латвии произошло знаменательное событие. Министр иностранных дел Артис Пабрикс вместе с историком Хейнрихом Стродсом провели в пятницу для посла России Виктора Калюжного экскурсию по Музею оккупации. Латвийская политическая элита ждала этого давно и надеялась, что после этого российский посол обязательно пересмотрит свое отношение к некоторым историческим событиям. Однако г-н Калюжный назвал экспозицию односторонней и факта оккупации Латвии Советским Союзом так и не признал.
Музей оккупации был открыт в Латвии в 1993 году в здании бывшего Музея красных стрелков. Старую Ригу это здание не украшает -- советская коробка плохо вписывается в окружающую архитектуру. Рядом с ней по-прежнему стоит памятник красным латышским стрелкам, и сносить его, что характерно, не собираются. Мрачная экспозиция музея разделена на четыре части: "Первая советская оккупация с 17 июня 1940 года по июль 1941 года", "Нацистская оккупация с июля 1941 года по 8 мая 1945 года", "Вторая советская оккупация с лета 1944 года по 21 августа 1991 года" и "Атмода" (восстановление независимости) в 1987--1991 годах". Хотя в экспозиции портрет Адольфа Гитлера соседствует с портретом Иосифа Сталина, создается устойчивое впечатление, что советский период нанес Латвии гораздо больший урон. На стендах можно увидеть множество документов и фотографий, а также предметы, сделанные заключенными ГУЛАГа: самодельные ложки, шахматы и так далее. Есть и такой экспонат, как советская система прослушивания и наблюдения, обнаруженная в 1991 году при ремонте в гостинице "Рига".
Всех приезжающих в Латвию иностранных гостей хотя бы на пять минут, но заводят в Музей оккупации. Это почти такая же часть протокола, как возложение цветов к памятнику Свободы. Одним из последних высоких гостей музея был президент Грузии Михаил Саакашвили. Высокопоставленные россияне в Музей оккупации до сих пор не ходили. Виктор Калюжный стал первым.
Впрочем, в музей с воспитательными целями водят и своих политиков. Однажды начальник латвийского Бюро по борьбе и предотвращению коррупции Алексей Лоскутов неудачно высказался о советском периоде -- не назвал его оккупацией. После этого в латышской прессе началась такая кампания по приводу г-на Лоскутова в музей, что ему не осталось ничего иного, как сходить туда.
В ходе осмотра экспозиции Артис Пабрикс и Хейнрих Стродс непрерывно спорили с Виктором Калюжным. По конец глава латвийского МИДа и посол даже попросили прессу удалиться. "Историю надо изучать такой, какая она есть", -- такую запись оставил в книге посетителей музея российский посол, добавив, однако, что история -- это прошлое, и оно не должно влиять на современные отношения двух стран. Виктор Калюжный счел, что в экспозиции мало внимания уделено периоду немецкой оккупации и совершенно не отражены положительные моменты, связанные с пребыванием Латвии в составе СССР. "Ведь именно в 1945--1991 годах Латвия индустриально развивалась!" -- заметил посол России. По мнению г-на Калюжного, в музее рядом с портретом Адольфа Гитлера следовало бы поместить "благодарность Советской Армии за освобождение Балтии от нацистов".
"Мы можем простить, но не можем забыть", -- сказал в свою очередь историк Хейнрих Стродс. Г-н Стродс признает, что утверждение о советской оккупации Балтии Виктору Калюжному совсем не нравится. И одна из причин этого, на взгляд историка, такова: признав факт оккупации, Россия будет вынуждена признать и то, что Латвия была наводнена сотнями тысяч жителей других республик СССР.
Данута ДЕМБОВСКАЯ, Рига