|
|
N°14, 31 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кильская битва
Немецкая общественность сражается с неонацистами
Полиции северогерманского портового города Киль пришлось применить дубинки и водометы против участников двух противостоявших друг другу демонстраций. В субботу на улицы города вышли около 300 членов ультраправой Национально-демократической партии Германии (НДПГ) под неонацистскими лозунгами. Еще около 8,5 тыс. представителей различных демократических партий и организаций, профсоюзов, церквей, антифашистских групп объединились под лозунгом «Нет насилию -- нет фашизму». «И это правильный ответ на марш неонацистов, не знающих ничего святого», -- заявила на митинге премьер-министр земли Шлезвиг-Гольштейн Хайде Симонис.
За порядком во время акций следили около двух тысяч полицейских. Но, как это бывает почти всегда, среди протестующих оказались и те, кто выступает вообще против всего на свете. Участие в демонстрациях и шествиях эти молодые люди превращают в развлечение, вершиной удовольствия становятся зрелищные стычки с полицией. Эта молодежь и попыталась прорвать полицейское ограждение, разделявшее противоборствующие стороны. Стражей порядка забросали камнями, бутылками с «коктейлем Молотова». В ответ полиция применила силу и арестовала 42 человека.
Кильское побоище стало очередным проявлением обострившегося противостояния демократических сил немецкого общества и ультраправой НДПГ. На прошлогодних выборах в восточногерманской Саксонии этой партии удалось пройти в земельный парламент ландтаг. С тех пор саксонские неонацисты и их фюреры открыто говорят о своей следующей цели -- бундестаге.
Накануне отмеченного на прошлой неделе 60-летия освобождения концлагеря Освенцим частями Красной армии ультраправые депутаты пытались навязать саксонскому ландтагу дискуссию о том, не была ли бомбардировка Дрездена в феврале 1945 года «холокостом против немецкого народа». Когда депутаты чтили память жертв нацизма минутой молчания, депутаты от НДПГ покинули зал. Такие оценки Холокоста давно осуждены в Германии, и не только на уровне общественной морали. Их запрещают законы, преследующие в уголовном порядке разжигание расизма и межрелигиозной розни.
Резкое противодействие демократически настроенных слоев населения выпадам ультраправых снова сделало актуальным вопрос о запрете НДПГ. В правовом государстве для этого надо доказать в суде, что деятельность организации противоречит конституции. Однако в марте 2003 года конституционный суд в Карлсруэ выступил против запрета НДПГ. Судьи указали, что истцы добывали доказательства недопустимыми методами. Действительно, часть доказательств основывалась на информации, полученной агентами, которых внедрили в руководящие органы этой партии спецслужбы.
Однако вчера глава федерального конституционного суда ФРГ Ханс-Юрген Папир прокомментировал газете "Бильд" итоги процесса 2003 года так: «Прекращение производства по делу о запрете не означает, что уже принято окончательное решение относительно будущих попыток запретить ее». Дабы не оставлять сомнений в решительности намерений конституционных судей, г-н Папир добавил, весьма прозрачно намекнув на НДПГ: «Партия, ставящая своей задачей нанесение ущерба свободному демократическому строю либо его свержение или же угрожающая основам государства, является антиконституционной». Но опыт показывает, что на рассмотрение конкретного дела, выдвинутого против откровенно правоэкстремистской партии, в условиях правового государства чаще всего уходят многие годы.
Юрий ШПАКОВ, Берлин