|
|
N°14, 31 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Попутный новогодний ветер
Тайваньским бизнесменам подарили быструю дорогу домой
В субботу авиакомпании материкового Китая и Тайваня совершили исторические перелеты через Тайваньский пролив -- прямых пассажирских рейсов между островом и континентом не было с 1949 года. Первой ласточкой стали «Южнокитайские авиалинии» материкового Китая, доставившие пассажиров из Гуанчжоу. В тот же день в Тайбэе приземлились еще пять рейсов с материка, вместе они доставили 1173 пассажира. Почти одновременно в Пекин прибыл чартер тайваньских «Китайских авиалиний».
В середине января стороны договорились, что во время лунного Нового года -- главного праздника для всех китайцев -- будет выполнено 48 прямых чартерных рейсов. В 2003 году новогодние чартеры соединяли Шанхай и Тайбэй с обязательной промежуточной посадкой, в прошлом году полетов не было вообще из-за ухудшения политического климата. Теперь обязательную посадку в Гонконге отменили и расширили число городов, куда могут летать самолеты. К Тайбэю добавился Гасоюн, на материке список пополнили Пекин и Гуанчжоу. Однако после праздников все вернется на круги своя -- постоянная договоренность о прямых рейсах еще впереди.
Полвека назад Тайвань запретил прямые рейсы, опасаясь, что коварные коммунисты пошлют под видом гражданских лайнеров бомбардировщики или самолеты с десантниками. Постепенно конфронтация смягчилась, в 1988 году запрет на поездки тайваньцев на материк был снят. Однако сохранилось требование тайваньских властей о пересадке пассажиров в Гонконге или Макао. Из-за этого путешественники теряли не только деньги, но и время -- полет удлинялся на три-четыре часа. Прямые рейсы очень нужны тайваньским бизнесменам, кочующим между островом и материком. Всего на материке живет около миллиона тайваньцев.
Начало полетов сопровождалось недоразумениями. Пассажирами чартеров могли стать только тайваньские бизнесмены, официально зарегистрированные при местных торговых палатах, и члены их семей. В первый же день на борт самолета, следующего из Тайбэя в Пекин, погрузилась дама по фамилии Сун с двумя детьми и филиппинской служанкой. Оказалось также, что ее муж в Пекине вообще не тайванец.
Не меньше пересудов вызвало прибытие рейсов с материка примерно на час раньше расписания. Тут же появилась версия, что китайские пилоты наплевали на тайваньское требование сделать политический крюк через воздушное пространство Гонконга или Макао и последовали по кратчайшему маршруту, экономя время и горючее. Чтобы избежать скандала, авиакомпании сослались на сильный попутный ветер, который дул в это время над проливом.
Остров и материк разделяют всего 160 км, но рейсы встречали и провожали так, будто они облетели вокруг земного шара. Были торжественные проводы, помпезные встречи, на летном поле среди толп журналистов кружился жизнеутверждающий традиционный «танец львов и дракона», пассажиров завалили памятными подарками. Политический подтекст был очевиден. Тайбэй показывал Пекину, что «сепаратистская» администрация острова может быть конструктивным партнером. Власти КНР в свою очередь старались продемонстрировать заботу о тайваньских бизнесменах, инвестировавших на материке порядка 100 млрд долларов.
Александр ЛОМАНОВ