|
|
N°120, 10 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Третьей будешь?
Аджария может присоединиться к Южной Осетии и Абхазии
Аджарская автономная республика и ее лидер Аслан Абашидзе, давно уже взявшие у Тбилиси столько суверенитета, сколько можно было, зафиксировали свою самостоятельность юридически. Как говорят в Тбилиси, осталось совсем чуть-чуть, и события пойдут по южноосетинскому и абхазскому сценариям.
В минувшую субботу Верховный совет автономии внес в аджарскую конституцию изменения, согласно которым осенью здесь будет избран двухпалатный парламент. Прямым голосованием избирается председатель парламента -- глава автономии.
По словам одного из лидеров аджарской депутации в парламенте Грузии Джемала Гогитидзе, грузинское парламентское большинство, ведомое правящим «Союзом граждан», намерено перенести запланированные на осень выборы в органы местного самоуправления, поэтому Верховному совету Аджарии пришлось принять такое решение. Таким образом, вне зависимости от того, пройдут ли выборы местного самоуправления в других регионах Грузии, в Аджарии они состоятся, в противном случае автономия останется без самоуправления -- к этому времени истекут сроки полномочий мэров городов и председателей правлений районов. Примечательно, что на выборы 1996 года в парламент автономии не были допущены международные наблюдатели и были сложности в аккредитации для западных корреспондентов.
В понедельник Эдуард Шеварднадзе высказал сожаление, что автономия приняла решение без предварительных консультаций. Он поручил минюсту в кратчайшие сроки представить заключение, насколько можно говорить о выходе Аджарии из правового поля Грузии. По словам Джемала Гогитидзе, в стране есть конституционный суд, и если кому-то что-то не понравилось, то может обратиться по адресу.
Противостояние центра и Батуми началось в середине 90-х, когда в Тбилиси стали закрывать глаза на происходящее в автономии, только бы она не последовала примеру Абхазии и Южной Осетии. Вседозволенность превратила Аджарию в фактически феодальное образование, где все решает один человек. В тбилисских газетах Аджарию иначе как «Асландия» не называют. Отношения Тбилиси и Батуми еще более накалились, когда аджарская депутация в грузинском парламенте прошлого созыва не смогла провести идею создания в автономии свободной экономической зоны. Только в нынешнем году противостояние проявилось как минимум дважды. Во-первых, Аджария второй месяц бойкотирует перечисления в центральный бюджет. Во-вторых, Аслан Абашидзе, которого в Москве ценят за хорошие отношения с расквартированной в Батуми 12-й военной базой России, отказался принять учения НАТО, которые в итоге спешно пришлось переносить в Поти.
Поэтому еще более жестко, чем президент, высказались представители парламентского большинства. Так, депутат Михаил Нанеишвили назвал происходящее в Аджарии «необъявленным сепаратизмом». Он заявил агентству «Прайм-Ньюс», что в любом другом государстве людей, проводящих такую политику, тут же освободили бы от всех должностей, а при оказании сопротивления даже арестовали бы. Нанеишвили считает, что в Батуми четко исполняют инструкции, идущие из России. Дело в том, что вывод из Батуми дислоцирующейся там российской военной базы, чего активно добивается официальный Тбилиси, будет крахом карьеры лидера Аджарии Аслана Абашидзе. Известный политолог, директор Национальной библиотеки Грузии Леван Бердзенишвили считает, что центр обязан не допустить независимое проведение в Аджарской автономной республике местных выборов, так как это будет «шантажом», «криминалом» -- проведение в регионах любых выборов является прерогативой центра.
«Батуми осуществляет в отношении Тбилиси «юридический сепаратизм», -- сказал он. Парламент Грузии должен отреагировать на это решение Верховного совета Аджарской автономной республики, так как создается реальная опасность распада единого правового пространства страны, заявил Леван Бердзенишвили.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси