|
|
N°120, 10 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Опыты на детях
Единый экзамен в этом году проводился вовсе не для школьников
Закончился первый этап эксперимента по единому экзамену, объединяющему выпускные в школе и вступительные в вуз. В пяти российских регионах -- Чувашии, Якутии, Марий Эл, Ростовской и Самарской областях -- было написано около «36,5 тысячи человеко-тестов», как значится в официальной статистике. Поскольку школьники писали в среднем по три теста, получается, что чуть более 10 тысяч абитуриентов в России могут поступать в вузы по новым правилам -- минуя вступительную сессию. Правда, пока для них открыты только двери местных вузов. Из университетов и институтов Москвы только Высшая школа экономики проявила готовность взять лучших «экспериментаторов».
Уже сейчас можно сказать, что завершившееся в рамках единого экзамена тестирование выпускников не дает практически никакого представления о том, как будут переходить из школы в вуз нынешние ученики 6--7-х классов. Почти во всех регионах экзамен проводился по упрощенному варианту, а школьникам предоставлялось достаточно поблажек, чтобы они не чувствовали себя обделенными по сравнению с ровесниками из «неэкспериментальных» регионов. Впрочем, Министерство образования считает первую задачу выполненной и часть средств из отведенных на эксперимент 500 миллионов рублей -- истраченными по назначению.
В результате доказано лишь одно -- инициаторы реформы не обманулись в социальных расчетах, предполагая, что единый экзамен откроет дорогу в хорошие вузы детям из средних слоев. Там, где тестирование проводилось на добровольной основе, в «экспериментаторы» записывались «середнячки». Выпускники же из элитарных районов, как это было, например, в Ростове-на-Дону, поголовно отказались участвовать в эксперименте. Примечательно, что по опросу, проведенному ВЦИОМ, материально обеспеченная молодежь из крупных городов ратует за сохранение нынешней системы вступительных экзаменов.
Вопросы качества единого экзамена держатся пока на втором плане. Хотя именно из-за низкого уровня экзаменационных тестов некоторые институты отказались признавать их результаты. В частности, Ростовский педагогический университет, кстати задействованный в эксперименте, заранее объявил, что заставит пересдавать русский язык даже тех, кто получит хорошую оценку на тестировании. Что уж тут говорить о вузах, которые к эксперименту отношения не имеют, -- многие ректоры высказывали сомнения в качестве тестовых материалов.
Зато инициаторы единого экзамена утверждают, что с помощью тестов удалось получить объективную оценку качества обучения в российских школах. Количество отличников по каждому предмету не превышает 6--8%. Столько же «двоечников». Большинство приходится на средний уровень: около 90% выпускников получили тройки и четверки. Четверки в переводе на 100-балльную шкалу достаточно для поступления на бюджетные места в нормальные вузы. Элитные же университеты имеют право объявить проходными 95--100 баллов и отобрать только наиболее талантливых выпускников. Это значит, что большинству, если «экспериментальная» картина этого года окажется верной для всей страны, придется в той или иной мере доплачивать за обучение в вузе.
Смотрите также материал «Это были ролевые игры»
Кирилл ВАСИЛЕНКО