|
|
N°13, 28 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Скорбь и политика
Президент России обещал в Освенциме бороться против антисемитизма и расовой ненависти
Из обожженной пламенем ладони на нас смотрит глаз человека. Этот рисунок Боннара из иллюстраций к книге Аполлинера «Покушение на поэта» стал эмблемой международного форума, прошедшего вчера в Кракове в ознаменование 60-летия освобождения Советской армией гитлеровского концлагеря Аушвиц-Биркенау. Это место на территории Польши площадью 40 квадратных километров, больше известное в России под названием Освенцим, где фашисты индустриальным способом «окончательно» решали «еврейский вопрос».
Организатор форума, председатель попечительского совета Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Моше Кантор рассказал «Времени новостей», что рисунок Боннара был выбран из-за созвучия символу иерусалимского центра памяти героев и жертв катастрофы еврейского народа «Яд Вашем» -- цветка, произрастающего из колючей проволоки. Девизом же форума стали слова древнееврейской царицы Эсфирь -- «Жизнь народу моему!».
Эти слова на английском языке Let my people live! на фоне кровавой ладони с глазом были написаны на занавесе краковского Театра им. Юлиуша Словацкого, где проходил форум. В прямом телеэфире за происходящим следила вся Польша. Она слушала Седьмую симфонию Шостаковича и смотрела кинохронику. Она видела карту континента, оплетенную железнодорожными путями, сходящимися в одну точку, Аушвиц-Биркенау, -- туда шли эшелоны с сотнями тысяч обреченных на смерть. Затем знаменитый тенор Дж. Меловани исполнил на иврите реквием в память о жертвах холокоста «Рашель плачет по своим детям». А потом звучала русская «Баллада о солдате» Соловьева-Седого в исполнении Краснознаменного хора им. Александрова. А на экране -- кинохроника пути, по которому русский солдат прошагал с боями от Москвы до Берлина. И наконец, жители Кракова, срывающие с ратуши и рвущие в клочья фашистские знамена.
Артисты со всей Европы (из России -- Сергей Юрский, Александр Домогаров, Эммануил Виторган) читали воспоминания узников и свидетельства нацистских надзирателей Аушвица. ...О новорожденных, которых отнимали у матерей, имевших несчастье рожать в лагере, чтобы тут же топить их в бочках с водой и скормить их тела крысам, тысячными полчищами шнырявшим под ногами. О матерях, умолявших врачей из советских военнопленных найти и впрыснуть их детям яд, чтобы дать им умереть до того, как они попадут в барак, где нацистский врач Йозеф Менгеле проводил свои изуверские антропологические исследования...
Артистов сменяли политики. Они говорили хорошие и правильные вещи. Но -- оставались политиками. Потому что каждый из них возглавляет страну со своей «повесткой дня», и даже в этот скорбный день не удалось избежать противоречий. Пожалуй, наиболее безупречной в этом отношении была речь президента Польши Александра Квасьневского. Напомнив о подвиге Красной армии, «освободившей Аушвиц и спасшей от пожара прекрасный королевский Краков», Квасьневский говорил о «драме и позоре» Европы, позволившей нацистам сделать из Польши место, где целенаправленно уничтожались люди только потому, что они -- евреи: «Мы должны помнить эти уроки, чтобы никогда и нигде не мог повториться даже «маленький Аушвиц». Квасьневский объявил об открытии в Варшаве музея польских евреев, призванного показать выдающуюся роль еврейского народа в восьмивековой истории Польши. Для лидера страны, которую во времена коммунизма из-за политики скрытого государственного антисемитизма вынуждены были покинуть тысячи евреев, это мужественное решение.
Президент Израиля Моше Кацав напомнил европейским президентам и монархам, что именно в Европе был антисемитизм, взращенный расизмом и ненавистью, который оставил евреев без родины. Но другое обвинение, брошенное израильским президентом в адрес антигитлеровской коалиции, признаюсь, оставило смешанное впечатление. Моше Кацав назвал «пятном на истории человечества» «нежелание уничтожать лагеря смерти». У меня не было возможности спросить г-на Кацава, а хватило бы у него самого мужества и решимости отдать приказ бомбить женщин, детей и стариков с благой целью стереть с лица земли место, где творились чудовищные преступления против человечности.
Короткое выступление вице-президента США Дика Чейни заставило присутствовавших вспомнить о драме мировой политики дня сегодняшнего. Он говорил о воинах Красной армии, вошедших в Аушвиц и увидевших там «бани, в которых не мылись, и больницы, в которых не лечили, крупнейшее в мире кладбище, где нет могил». Дик Чейни говорил о людях с «хорошим образованием и хорошими манерами, у которых нет совести, от которых исходил ужас». Он говорил о нацистах.
Спустя полчаса слова Чейни об «отсутствии совести» в комментарии американского агентства Associated Press связали с характеристикой религиозного понятия «зла» и необходимости сражаться с ним силам «добра» в том понимании, как это противостояние изложено на днях президентом Бушем в его инаугурационной речи. И следом за этим -- о странах, образующих «ось зла», которые должны быть наказаны раньше, чем они созреют для сотворения «мирового зла». Поскольку реализация этой философии уже сегодня выглядит удручающе, печальные слова Квасьневского, сказанные на десяток минут ранее, о том, что «в мире слишком много насилия, жестокости и презрения к человеку», казались внятным ответом на доктрину Буша. И вправду, приходилось вчера ловить себя на том, что от политиков хотелось услышать простую мысль -- о ценности каждой человеческой жизни, отнимая которую в надежде сохранить много других жизней, можно переступить грань между добром и злом.
Затем выступил президент Украины Виктор Ющенко. Вспоминая о своем отце, бывшем узнике Аушвица с лагерным номером 11367, он почему-то назвал его просто -- «военнопленным солдатом». Следившая за его речью испанская журналистка потом переспрашивала коллег, не ошиблась ли она, не расслышав определения «советский» или «русский» перед словом «солдат». Выяснилось, что не ошиблась. И эта деталь тоже показалась еще одним фрагментом новой политической «повестки дня», уже украинской... Ющенко, впрочем, был единственным из выступавших, кто сорвал бурные овации, когда заявил: «Никогда не будет на Украине так называемого «еврейского вопроса», и как президент гарантирую, что не будет у нас места антисемитизму и ксенофобии».
Речь Владимира Путина без преувеличения можно назвать исторической. Впервые российский лидер без всяких недомолвок говорил о «национальной трагедии евреев как об общечеловеческой катастрофе». Путин сказал, что Россия будет не только «осуждать любые проявления антисемитизма, национализма, ксенофобии, расовой и религиозной нетерпимости, но и бороться с ними -- силой закона и общественного мнения». А потом, отойдя в сторону от заготовленного текста, он признался: «Нам стыдно, что проявление этих болезней мы часто видим в нашей стране...»
В заключение форума его организатор Моше Кантор объявил о начале европейской образовательной программы для изучения уроков холокоста. И для России -- тоже.
Аркадий ДУБНОВ, Краков