|
|
N°13, 28 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На безрыбье Ирак -- демократ
Американцы выбирают между шиитами и суннитами
В воскресенье в Ираке пройдут парламентские выборы. В этих выборах немало странного. В стране находятся иностранные войска, идут боевые действия. С тех пор как весной 2003 года США начали войну в Персидском заливе, чтобы свергнуть правительство Саддама Хусейна, Ирак стал полигоном для экспериментов. Предстоящие выборы -- один из таких экспериментов с непредсказуемым результатом. Вчера министр обороны США Дональд Рамсфелд был вынужден признать, что насилие в Ираке не уменьшится сразу после выборов. Западная демократия с ее вековыми традициями, похоже, никак не прививается на аравийской почве.
Отсюда и другие странности предстоящих выборов. «В Ираке даже нет закона о партиях», -- рассказал «Времени новостей» живущий в Лондоне иракский политолог Нидаль аль-Лейси. Он обратил внимание еще на одну особенность предвыборной кампании: «Почти каждый иракский лидер, возглавляющий то или иное политическое движение, держит вокруг себя целое вооруженное формирование. Фактически лидер партии одновременно и глава вооруженной группировки». Наконец, признает наш собеседник, как ни называй иностранное вооруженное присутствие в Ираке, «все-таки это выборы на фоне оккупации, и трудно предположить, что американские власти не оказывают влияния на ход избирательной кампании».
Серьезная проблема -- разлад между теми иракцами, что готовы голосовать, и теми, кто отказывается участвовать в любых делах, навязанных американцами. Абу Мусаб аз-Заркави, главарь группировки "Джихад "Аль-Каиды" в Ираке", пригрозил, что "мишенью станет каждый иракец, который направится на избирательный участок". Местные власти и командование многонациональных сил пытаются создать "зоны безопасности" вокруг избирательных участков (они находятся в школах, где занятий в этот день нет), но жертв не избежать.
Серьезны противоречия между светски и религиозно настроенными иракцами. Уже ясно, что на выборах победят мусульмане-шииты, составляющие две трети населения более чем 25-миллионного Ирака. Однако США всегда делали ставку на нынешнего иракского премьера-шиита Айада Алляви. Он давно сотрудничает с ЦРУ, нерелигиозен и вообще свой человек. Но пока фаворит гонки не его партия «Национальное согласие», а шиитский «Высший совет исламской революции Ирака» (ВСИР), который в случае победы и сформирует новое правительство. Чтобы понять, чем отличаются два этих движения, достаточно сравнить внешний вид их лидеров: Айад Алляви ходит в обычных костюмах, а вот Абдель-Азиз аль-Хаким носит чалму и длинные одежды, как религиозные деятели в соседнем шиитском Иране.
Еще один религиозный лидер шиитов -- Муктада ас-Садр, устроивший в августе 2004 года антиамериканское восстание на юге страны. Официально он не участвует в выборах, но и не бойкотирует их открыто. Есть даже данные, что кое-кто из его людей числится в избирательных списках.
«Сейчас многие западные аналитики и политики опасаются, что в результате выборов не просто будет положен конец светскому правлению, свойственному временам Саддама Хусейна. А более того, к власти придет правительство в духе соседнего Ирана», -- подтвердил «Времени новостей» американец Гордон Ньюби, профессор университета Эмори в Атланте.
Саддам Хусейн, напомним, был мусульманином-суннитом, из-за чего шиитское большинство в годы его правления чувствовало себя несколько ущемленным. Однако благодаря хоть и очень жесткому, но все-таки светскому стилю правления Саддама при нем этот вопрос остро не стоял. А вот сейчас, когда религиозный фактор приобретает в Ираке все большее значение, между шиитами и суннитами началась борьба.
«Суннитам трудно выиграть, ведь они в меньшинстве по численности. Сунниты этими выборами недовольны больше других», -- говорит «ВН» Нидаль аль-Лейси. По его словам, выборы бойкотируют такие суннитские силы, как «Исламская партия» и влиятельная «Ассоциация исламских улемов» (то есть богословов, ее неформальный лидер -- шейх Харис аз-Зари). Американцы, правда, предлагали ввести неформальные квоты, чтобы обеспечить пристойное присутствие суннитов в парламенте и сбалансировать растущее влияние шиитов. Понятно, что с истинной демократией такое вмешательство извне не имеет ничего общего.
Вот в таких условиях иракцам и предстоит выбирать в воскресенье парламент, который официально будет называться переходной Национальной ассамблеей (275 мест, 25% из них отведено женщинам). Первая задача парламентариев -- формирование переходного правительства. Затем те из них, кто уцелеет, займутся подготовкой нового проекта конституции. Согласно резолюции Собвеза ООН №1546, принятой 8 июня 2004 года, следующее, уже конституционно избранное правительство Ирака должно появиться не позже 31 декабря 2005 года. Американский профессор Гордон Ньюби не склонен к оптимизму. В интервью «ВН» он признал, что воскресные выборы вряд ли принесут Ираку стабильность. По мнению этого американского историка, обстановка в Ираке успокоится в лучшем случае «лет через двадцать пять».
Елена СУПОНИНА, Андрей ЗЛОБИН, Александр САМОХОТКИН