|
|
N°13, 28 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Пора вытаскивать «Дорожную карту» из холодильника»
В воскресенье вечером в Москву прилетает председатель исполкома «Организации освобождения Палестины» Махмуд Аббас (известен также как Абу Мазен). Накануне в ходе своего первого зарубежного турне он посетит Иорданию, Египет и Турцию. Чего ждут от Аббаса, избранного 9 января председателем палестинской национальной администрации, сами палестинцы? Об этом «Времени новостей» рассказывает его соратник, генсек «Демократического фронта освобождения Палестины» (ДФОП) г-н Наиф ХАВАТМЕ. Штаб-квартира ДФОП находится в Сирии.
-- Международные посредники связывают с Махмудом Аббасом надежды на прорыв в ближневосточном мирном процессе.
-- Я надеюсь на это. Махмуд Аббас, собственно, и пришел-то к власти благодаря желанию и поддержке США и Израиля. Его поддерживают и арабские государства, особенно Египет. Приход Махмуда Аббаса к власти открыл новые возможности для урегулирования. Это совершенно иной стиль руководства, чем при Ясире Арафате. Однако у Аббаса очень узкое пространство для маневра, поэтому не все его первые политические шаги были удачными. Те же Израиль и США оказывают на него большое давление, под предлогом борьбы с терроризмом требуя применения силы для подавления палестинского сопротивления. Но правительство Шарона не предлагает взамен политического решения проблемы.
Еще в ноябре, во время прощания с Ясиром Арафатом в Каире (скончался 11 ноября 2004 года. -- Ред.) я сказал Аббасу, что надо восстановить доверие между самими палестинцами. Необходима широкая коалиция, а Махмуд Аббас с этим запаздывает. Слишком велики разногласия между палестинскими группировками. Нужен диалог, и срочно. Надо собраться в Газе или в Рамалле, а лучше в Каире, и выработать единую программу действий. Выполнять программу должно будет широкое коалиционное правительство. И срочно нужны реформы в структурах власти. На смену тоталитарному режиму, сфокусированному на фигуре президента, как было при Ясире Арафате, должен прийти демократический парламентский строй. Но есть силы, не желающие перемен.
-- «Исламский джихад» и ХАМАС должны войти в это правительство?
-- Это зависит от них. Пока не особо заметно, что они хотят перейти к реальной политике. У них другие планы, особенно у ХАМАС, -- построить исламское государство. Поэтому они не очень заинтересованы в переговорах. Было бы лучше, если б они вошли в коалицию, но это сложно. ХАМАС -- это фактически палестинский филиал международной группировки «братья-мусульмане», это часть своеобразного исламского интернационала. У ХАМАС есть связи с Ираном, но больше с Саудовской Аравией, в том числе финансовые. Так что Саудовская Аравия могла бы оказать влияние на ХАМАС.
Надо думать и о том, как восстановить «Организацию освобождения Палестины» (ООП создана в 1964 году, объединяет большинство палестинских группировок. -- Ред.). После того как в 1993 году Арафат и его окружение пошли на переговоры с израильтянами в Осло, разногласия почти развалили структуры ООП. Важность ООП в том, что она охватывает не только Палестинскую автономию, но и палестинцев, живущих за ее пределами.
-- Аббас будет гибче Арафата?
-- У Махмуда Аббаса другой стиль. Вообще-то это Ясир Арафат пошел на мирные переговоры с израильтянами, и Махмуд Аббас его в этом поддерживал. Но на каком-то этапе Арафат понял, что политика частичных уступок и достижений не привела к цели, то есть к полному решению палестинской проблемы. И Арафат разочаровался в такой тактике. Но Махмуд Аббас продолжал отстаивать принцип продвижения вперед шаг за шагом. Это Аббас четыре года назад, вопреки мнению Арафата, призвал прекратить интифаду (палестинское восстание. -- Ред.) и вернуться за стол переговоров. Теперь, в том числе и поэтому, Махмуд Аббас не имеет большой поддержки среди палестинцев.
-- То есть ожидается все-таки, что Махмуд Аббас пойдет на уступки в переговорах с израильтянами?
-- Конечно. Сама по себе тактика продвигаться вперед шаг за шагом предполагает уступки. И этого хочет Шарон. Но мы хотим, чтобы были не эти мелкие шаги, а широкая коалиция с программой окончательного решения проблемы на основе международных резолюций. Если Махмуд Аббас будет выступать на переговорах один, то это, безусловно, будет слабая позиция, тогда неизбежны большие уступки по таким проблемам, как статус Иерусалима, возвращение беженцев, судьба еврейских поселений на палестинских территориях, границы будущего государства Палестина.
-- Вы, тем не менее, приняли решение поддержать Махмуда Аббаса. Смею предположить, что это не стратегия, а лишь временное решение. Почему вы избрали такую тактику?
-- «Демократический фронт освобождения Палестины» принял решение: не допустить раскола и столкновений среди палестинцев. Поэтому мы призвали Махмуда Аббаса к диалогу.
-- Международные посредники опираются на мирный план «Дорожная карта». Не устарел ли он? Ведь, согласно «Дорожной карте», государство Палестина должно было появиться уже несколько лет назад?
-- Да, еще в 2003 году. А сейчас уже 2005 год. Тем не менее никаких новых планов не нужно. Главное, что этот план предусматривает создание палестинского государства. Нужно лишь, чтобы весь международный квартет посредников -- Россия, ООН, Евросоюз и США -- заставил Израиль выполнить «Дорожную карту». Я не считаю этот план мертвым, пожалуй, его пока положили на дальнюю полку и заморозили. Пора вытаскивать «Дорожную карту» из холодильника.
Беседовала Елена СУПОНИНА, Дамаск--Москва