|
|
N°13, 28 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Усиление различий
Десять топовых проектов Первой Московской биеннале
Случилось наконец. Провалились мы в биеннале, как в сугроб. (Памятка для читателя: биеннале -- выставка, проходящая с периодичностью раз в два года; в Москве такая форма демонстрации современного искусства всех стран мира практикуется впервые). По исторической (истерической) значимости с биеннале в зимней Москве могут сравниться лишь аттракцион «Вьюговей» в Московском зоопарке и показательные выступления фигуристов во дворце спорта «Лужники». Чтобы читатель смог из кучи современного искусства выбраться, мы даем ему в руки наш «чичероне» -- маленький путеводитель по десяти основным программам. На вчерашней пресс-конференции один из сокураторов Ханс Ульрих Обрист сформулировал мессидж феста: Вопреки глобализации -- усиление различий. По этому принципу «чичероне» и составлялся.
1. Бывший Музей Ленина (пл. Революции, д. 2/3). Основной проект биеннале, название которого заимствовано у книги Бориса Кагарлицкого «Диалектика надежды». Выставка претендует быть самой сенсационной и скандальной. Во-первых, интересно, что сейчас внутри старого музея, который мозолил глаза без толку весь постсоветский (впрочем, и советский тоже) период. Во-вторых, команда шести лихих международных кураторов привезла младое, незнакомое племя художников со всех континентов мира. И отдала им дряхлый музей на растерзание. Ребята не промах: понатворили там такое, что мало не покажется. Итальянец Ассаель, например, комнату в морозильный рефрижератор превратил, а австрийцы из группы «Желатин» оконный проем дворового фасада музея сделали сортирной дверью. Нужник прилепился к фасаду главного дома памяти пролетарского вождя, аки скворечник к березе. И войдя внутрь «скворечника», можно даже посидеть на привычном для всех месте «уединенного размышления».
2. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева (ул. Воздвиженка, д.5). Шутки в сторону -- это территория искусства мудрого, антроповидческого. Большого. Предлагается смотреть две инсталляции двух мировых знаменитостей, Михаль Ровнер (интервью с ней и анонс проекта во вчерашнем номере газеты) и Кристиана Болтански. Кристиан Болтански рассказывает о травмах сознания, памяти и забвении. «Портретами отсутствия» на выставке Болтански являются не человеческие изображения, а застывшие во льду пальто.
3. Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу (д. 10). Отдел новейших течений ГТГ предложил архивный проект из истории творческих течений и группировок нонконформистской Москвы советского и постсоветского времени. Кому интересно медитировать перед выцветшими фото, запечатлевшими малопонятные сегодня перформансы советского андерграунда, пожалуйте сюда. А также в Музейный центр РГГУ (ул. Чаянова, д. 15), где познакомят с похожей историей «квартирных выставок».
4. Центральный Дом художника (Крымский вал, д. 10). С другой стороны того же дома на Крымском откроется выставка под многообещающим названием «Человеческий проект». Большие ожидания выставка должна оправдать, ведь сделана она кураторами из разных городов России. Все они сотрудники филиалов Государственного центра современного искусства. К выставке, посвященной возможности гуманизма сегодня, стоит отнестись с пристрастием еще по одной причине. Среди ее организаторов -- художественный руководитель Нижегородского филиала ГЦСИ Любовь Сапрыкина. На днях министром культуры РФ она назначена куратором российского павильона Венецианской биеннале 2005 года. Поздравляем, желаем, надеемся!
5. Мультимедийный комплекс актуальных искусств (ул. Остоженка, д. 18). Куратором проекта «Вторжение» выступила директор МДФ Ольга Свиблова. За фейерверк из звездных имен можно не волноваться. Покажут интерактивные и очень сложноустроенные инсталляции российских классиков мультимедийного жанра Александра Пономарева, Андрея Бартенева, Марии Серебряковой...
6. Московский музей современного искусства на Петровке (д. 25). Выставка «Гендерные волнения». Претендующий на радикальность проект о «понимании социополовых позиций» разместится в самом неприспособленном для всего радикального месте -- музее, опекаемом Зурабом Церетели. То ли еще гендер!
7. Проект «Фабрика» (Переведеновский пер., д. 18). В выставке No comment участвуют в основном самые молодые российские художники. Они пытаются обрести свою точку зрения на соотношение в жизни политического и эстетического. В отличие от мэтров они искренни и азартны, не превратились в живой бренд. Потому интересны.
8. Пансионат «Клязьменское водохранилище». Любителям подвижных игр на свежем воздухе рекомендуем в воскресенье ехать в этот пансионат (вариант -- маршруткой от метро «Медведково»). Весь набор программы выходного дня -- аттракционы, снежки, катание на санках, ледяные бабы, чай с огурцом и водка с вареньем -- гарантирован. А марка contemporary art добавит затее импозантности и респектабельности. Не то что ваш «Вьюговей» в Зоопарке!
9. Подземный переход у станции метро «Пролетарская», станция метро «Воробьевы горы». В этих местах молодыми художниками, американкой Тришей Доннелли и россиянином Анатолием Осмоловским, якобы готовится нечто, могущее огорошить, ошарашить, поразить и восхитить. Искусство, как говорится, в жизнь...
10. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Волхонка, д. 12). Видео знаменитого Билла Виолы с оживающей картиной маньериста XVI столетия Якопо Понтормо «Встреча Марии и Елизаветы» приехало наконец в столицу России. Комментарии излишни. Работа Виолы к просмотру обязательна. Без нее ведь можно и не понять, что великое искусство сегодня никуда не делось, -- вот же оно, с нами общается, мудро, простодушно и искренне.
На фото: Самая на сегодня радикальная работа Первой московской биеннале: прилепленный к верхним этажам Музея Ленина сортир-скворечник от австрийской группы «Желатин»
Составил путеводитель Сергей ХАЧАТУРОВ