|
|
N°12, 27 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Каждому свой суд
Депутаты ПАСЕ объявили об эмиграции руководства ЮКОСа
Правительства западных стран сознательно хранят молчание по ситуации вокруг ЮКОСа, боясь нарушить паритетные отношения с Россией. Таков смысл заявления, сделанного вчера членами Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Сабины Лойтхойзер-Шнарренбергер и Брюса Малколма. Эти представители немецкого и английского парламентов собрали журналистов на пресс-конференцию в ПАСЕ, чтобы обсудить принятые накануне резолюцию ассамблеи «Об обстоятельствах ареста и судебного преследования высших руководителей НК ЮКОС» и рекомендации ПАСЕ, адресованные российским властям. В них, в частности, указано, что ПАСЕ «требует от исполнительной власти РФ гарантировать полную независимость судебных процедур в отношении ведущих менеджеров ЮКОСа от любой попытки давления и принять меры, чтобы пресечь такие попытки»; «требует от гособвинителей выполнять свою работу в рамках этих процедур, профессионально, непредвзято и объективно, уважая букву закона и дух процедур, касающихся защиты обвиняемых»; «обращается к судам с требованием обеспечить беспрепятственный доступ общественности к судебным слушаниям по делам менеджеров ЮКОСа».
«То, что произошло вчера, показывает, что только Совет Европы смог открыто высказаться о нарушениях в этой сфере. Показательно, что многие западные правительства хранят молчание по этому поводу, а британское правительство и его представители здесь никак не прокомментировали доклад о деле ЮКОСа», -- отметил член британского парламента Брюс Малколм. По его словам, произошло это потому, что английские власти не хотят менять свое отношение к России, и им важно сохранить прежний курс внешней политики. Г-н Малколм особо обратил внимание на адвокатов, так или иначе работавших либо со структурами ЮКОСа, либо с менеджерами компании: "Они были насильно втянуты в ситуацию, к которой не имели никакого отношения, а лишь выполняли свою работу по договору найма как независимые профессиональные юристы-консультанты.
«Перед последними арестами в ЮКОСе (в конце декабря. -- Ред.) его руководители собрались в Лондоне, и сразу после этого все обратились к правительству Великобритании с просьбой о предоставлении им политического убежища и остались в Англии, -- сообщил г-н Малколм. -- Только одна женщина-адвокат решила вернуться в Москву и тут же была арестована -- прямо в своем доме, на глазах у двух детей школьного возраста. У меня есть информация, что при аресте ей стали задавать вопросы, и при этом удерживали ее детей. Когда ей стало плохо, ее отвезли в больницу, и оперативники ждали под дверью палаты, чтобы на выходе тут же продолжить допрос». Из всего этого англичанин сделал вывод -- если вы независимый адвокат и работаете в России, то берегите себя и свою семью.
К мнению коллеги присоединилась и г-жа Лойтхойзер-Шнарренбергер, которая дала крайне негативную оценку позиции властей ФРГ: «Немецкое правительство равнодушно и односторонне отнеслось к обстоятельствам дела ЮКОСа. Не было высказано ни одного критического слова. Наоборот, они пришли к выводу, что в России все идет в соответствии с нормами правового государства". «Судя по всему, политическое убежище директорам ЮКОСа будет предоставлено. Это будет однозначно говорить -- британское правительство согласно, что в отношении этих людей не может быть справедливого суда в России. Почему же тогда оно не готово сказать об этом публично?» -- возмущался г-н Малколм.
Г-жа Лойтхойзер-Шнарренбергер в свою очередь уверила всех, что оппозиционная Либеральная партия, членом которой она является, будет всякий раз, когда зайдет речь о российско-германских отношениях, ставить на обсуждение бундестага вопрос о ситуации с ЮКОСом. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-жа Лойтхойзер-Шнарренбергер высказала крайнее удовлетворение резолюцией ПАСЕ, ведь этот документ был принят в ее проекте полностью без изменений, а российская сторона не смогла высказать ни одного контраргумента, который заинтересовал бы ассамблею.
«Между российской и германской судебной и правовой системами гигантская разница. В Германии суды абсолютно независимы и прозрачны, а принцип открытости судебного процесса стоит на самом высоком месте. В России же законы не выполняются: прокурор может спокойно заходить к судье в кабинет и подолгу с ним беседовать, свидетели спокойно общаются между собой, а адвокатов могут вовсе не пустить на заседание», -- отметила г-жа Лойтхойзер-Шнарренбергер.
Вчера же последовали первые комментарии на события в ПАСЕ и из Москвы. В офисе ЮКОСа данные членов ассамблеи, что топ-менеджеры компании попросили убежища в Англии, неожиданно резко опровергли. "Не буду комментировать подобные глупости. Это -- бред", -- сообщил информагентствам официальный представитель ЮКОСа Александр Шадрин. Генпрокурор Владимир Устинов в свою очередь высказался по поводу рекомендаций ПАСЕ спокойно: "Делать заключения из анализа показаний, сообщений я бы не стал. Это компетенция судебных органов оценивать правильность или неправильность проведения расследования. Любое действие правоохранительных органов может быть обжаловано в суде, и суд решит, право или не право следствие". Генпрокурор при этом специально уточнил, что имеет в виду не Страсбургский суд по правам человека, а российский: "Мы действуем в данном случае по российскому законодательству". Он отметил, что расследование дела ЮКОСа продолжается, и не исключил, что в нем могут появиться новые обвиняемые.
Екатерина БУТОРИНА, Страсбург