Время новостей
     N°104, 16 августа 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.08.2000
Участвуйте и выигрывайте!
Лужков решил допускать инвесторов на строительный рынок Москвы только по конкурсу
Монополии на инвестирование в строительство в Москве больше не будет. Столичные власти намерены устраивать конкурсы на каждый участок земли. Предпочтение отдадут тем, чьи условия застройки будут выгоднее. Об этом стратегическом изменении заявил вчера мэр города Юрий Лужков во время обсуждения итогов работы строительного комплекса за семь месяцев 2000 года.

«Будет действовать система заказов по отношению к большому числу инвесторов, которые созрели, которые будут конкурировать, предлагая свои тендерные условия. Это гораздо чище и интереснее, наконец, это перевод всех наших отношений на полноразмерные рыночные отношения города со строительным комплексом», -- сказал Лужков.

На данный момент монополистом в этой области является департамент внебюджетной политики строительства города, возглавляемый Леонидом Краснянским. По мнению некоторых представителей правительства Москвы, департамент не прекратит своего существования с введением новых правил, он останется «мощной структурой» и наравне с другими инвесторами будет принимать участие в тендерах. Подразделению Краснянского предстоит передать новым игрокам документацию на участки, которая была разработана по заказу департамента на значительную часть пригодных для строительства земель. Предполагается, что инвесторы компенсируют затраты департамента внебюджетной политики строительства на получение этих бумаг.

Курировать проведение конкурсов будет вице-мэр Валерий Шанцев, который никогда не занимался строительством и не имел никакого отношения к этой сфере. «Я хочу вывести эти вопросы из строительного комплекса. Это не есть какой-то акт недоверия. Это, в общем-то, по-человечески можно понять, потому что руководитель строительного комплекса, который работает много лет, уже имеет какие-то чисто психологические пристрастия. Мы должны вывести работу из человеческого фактора в деловой режим. Я думаю, что мы сможем», -- заявил Лужков.

Глава РАН «САВА» Константин Апрелев считает, что успех этого проекта будет зависеть от того, удастся ли чиновникам создать действительно независимую комиссию по оценке земли и организации конкурсов. По крайней мере, половина сотрудников этой структуры не должна иметь отношения к руководству города, это могут быть известные оценщики, девелоперы, риэлторы. В противном случае комиссия может принимать необъективные решения. К тому же, если не будут набраны квалифицированные специалисты, то с торгами может возникнуть проблема, потому что «Москва не имеет опыта рыночной упаковки площадок», сказал г-н Апрелев. То есть в городе пока не умеют просчитывать стоимость и окупаемость объекта, который предполагается построить на участке. А это важнейшие показатели для инвесторов. Санкт-Петербург, где сейчас все участки распределяются только по конкурсу, формировал эту систему около трех лет.

При начале конкурсов может возникнуть проблема с уже оформленной документацией. Как заявил на заседании глава Москомархитектуры Александр Кузьмин, некоторые строительные компании, например, ДСК-1 или СМУ-155, строят лишь определенные серии домов. Если же они будут участвовать в конкурсе и выиграют участок, где разработано строительство дома другого типа, то им придется переделывать всю документацию. Или тендерной комиссии придется отказывать компании в участке, даже если финансовые условия, предложенные инвестором, будут выгодны городу. Это уже не честный конкурс.

О тендерной системе распределения участков многие участники рынка говорили давно. Лужков нынешнее решение объясняет тем, что к конкурсам «нужно было идти спокойно, не развалив базисное начало строительного комплекса». Однако, по мнению специалиста, пожелавшего остаться неназванным, крупным строительным компаниям, которые работают по заказу города, через три-четыре года негде будет работать. Площади в новых районах подходят к концу, следовательно, остается только точечное строительство. А оно дорого и невыгодно большим фирмам. Если повысятся цены, то многие просто не смогут купить жилье. А проведение тендеров в свою очередь приведет к снижению его стоимости.

Помимо введения тендерной системы, Лужков решил сократить структуру управления строительным комплексом. В частности, управление экономического, научно-технического и промышленного развития стройкомплекса будет объединено с управлением городского заказа. «У нас дублируются функции, мы несем затраты. В 2001 году бюджет города требует очень мощной усушки, реорганизации», -- заявил мэр.

Градоначальник был очень недоволен итогами работы строительного комплекса в первые семь месяцев 2000 года. Например, коммерческого жилья было построено всего 25% от годового плана, также отстают и другие показатели.

Полина ЗВЕРЕВА