Время новостей
     N°12, 27 января 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.01.2005
«Лекарств хватит на всех»
Утверждают сторонники новой системы льготного лекарственного обеспечения
Несмотря на все страсти, которые кипят вокруг монетизации льгот, уже давно стало ясно, что, например, перемены в области обеспечения лекарствами всех категорий льготников -- проблема назревшая, если не перезревшая. Огромные средства, выделявшиеся государством на оплату льготных лекарств в «дореформенное» время, использовались крайне неэффективно -- те же льготники не переставая жаловались на постоянное отсутствие в аптеках бесплатных препаратов. Причем происходило это задолго до зурабовской монетизации.

Какие же грядут перемены сейчас? Общее количество средств, которые государство направляет на закупку льготных лекарств, увеличивается с 2005 года более чем в четыре раза. И если в прошлом году на одного льготника выделялось порядка 35 долл. в год, то в нынешнем эта сумма составит около 130 долл. По сути ни одна категория населения в России никогда не получала лекарств на такую сумму. Чтобы представить себе сравнительный масштаб этих цифр, достаточно обратиться к статистике: в 2004 году даже в относительно богатой Москве среднее потребление лекарств (и тех, которые граждане покупают за свой счет, и тех, которые они получали в рамках льгот, и тех, что выдают пациентам столичных больниц и госпиталей) на одного человека составило около 100 долл. Напомним: сторонники реформы утверждают, что в результате ее реализации 14 млн россиян будут получать лекарств почти на 130 долл. в год. То есть льготное финансирование в этой области фактически перекроет реальные нужды льготных категорий населения. Но если так, то почему же взволновались оппозиционные политики и, что гораздо важнее, сами получатели льгот?

По мнению Юрия Крестинского, председателя совета директоров центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», главная причина «бунта на льготном корабле» -- плохая информированность населения о сути происходящего. Все потребители бесплатных лекарств, которых так или иначе затронула монетизация, слышали из уст правительственных чиновников только цифру «350 руб. на человека в месяц», что, конечно же, привело в ужас людей с «дорогими» хроническими заболеваниями типа диабета, астмы и т.д. Как это часто случается, энтузиасты реформ забыли сказать народу главное. А именно -- «лекарств хватит на всех!».

Причина уверенности сторонников реформы в ее успехе и практической пользе основывается на новом принципе поставок -- страховом. Сама по себе цифра 350 руб. никак не означает, что чем бы человек ни был болен, он получит лекарств только на эту сумму. 350 руб. -- это средняя страховая компенсация на одного льготника. И не более того. То есть если сегодня кому-то нужен пакет лекарств на 2000 руб. в месяц -- этот человек его непременно получит за счет тех людей, которые в этом месяце свой пакет бесплатных медикаментов не использовали или использовали не полностью. Статистические выкладки экспертов, привлеченных к подготовке реформы, показывают, что при страховом принципе формирования лекарственной корзины сумма 350 руб. на человека в месяц является не просто достаточной, а даже избыточной.

Второй безусловный плюс реформы, с точки зрения ее авторов, состоит в минимизации потерь федеральных средств на пути к конечному потребителю. В отличие от прежней практики, когда льготные деньги просто переводились в местные бюджеты и региональные власти распоряжались ими так, как им заблагорассудится (например, закупали лекарства через свои «карманные» фирмы по завышенным ценам или просто гоняли эти средства по «нужным счетам», в то время как в аптеках не хватало бесплатных лекарств), теперь ситуация принципиально меняется. Государством определены всего пять основных поставщиков лекарств на федеральном уровне (уполномоченные фарморганизации -- УФО), отвечающих за своевременное и правильное распределение медикаментов по аптекам всей страны. Эти поставщики получают свои деньги от государства только тогда, когда лекарство уже оказалось в руках конечного потребителя. Лишь после этого специальная страховая компания переводит ему средства в соответствии с предъявленными аптекой погашенными рецептами. Таким образом, скорейшее поступление лекарств в руки льготников становится вопросом кровного интереса поставщика, чего раньше не было и в помине.

Но тем не менее проблемы у новой системы снабжения лекарствами есть. И очень серьезные. Кроме недостаточной информированности самих получателей государственной помощи, это, например, саботаж части медперсонала, связанного с «откатными» договоренностями с представителями различных фармацевтических фирм. Как и прежде, такие врачи работают по принципу «выписал дорогое лекарство вместо положенного бесплатного -- получил процент от его стоимости». Вторая проблема -- пока еще слабое промежуточное звено между уполномоченными фарморганизациями и аптеками -- так называемые «дилеры второго и третьего уровня», отвечающие за развоз лекарств по аптекам. Обычно это региональные компании, поэтому, несмотря на жесткий отбор, проводимый уполномоченными фарморганизациями и Министерством здравоохранения и социального развития, местным властям иногда удается «протолкнуть» на эту позицию «карманные» фирмы, срывающие графики поставок и вносящие хаос в систему отношений между всеми элементами системы. Несмотря на эти и другие недостатки новой системы снабжения лекарствами, ее создатели полны оптимизма -- они утверждают, что на ликвидацию всех шероховатостей и окончательную притирку новой системы понадобится не более двух месяцев, по прошествии которых все претензии к лекарственным монетизаторам отпадут сами собой.

Конечно, только время позволит оценить все «за» и «против» реформы, вызвавшей столько споров и политических битв, однако уже сегодня ясно -- любой следующий шаг Минздравсоцразвития в отношении льготников уже не может быть шагом назад, к изжившей себя и потерявшей всякий смысл советской системе лекарственного снабжения.

Андрей ЛУКЬЯНОВ