|
|
N°12, 27 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Олег Шеин: Правительство шагнуло только на первую мину
Заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике, член фракции «Родина» Олег ШЕИН поделился с корреспондентом «Времени новостей» Ксенией ВЕРЕТЕННИКОВОЙ своим мнением о том, к каким последствиям для страны приведет реализация закона о монетизации льгот.
-- Олег Васильевич, как вы оцениваете выступление министра финансов Алексея Кудрина и министра социального развития Михаила Зурабова на заседании Госдумы, когда обсуждался вопрос реализации закона о монетизации льгот?
-- Выступление вполне ожидаемое. Это старая традиция советской партийной системы, когда на вопрос можно отвечать долго, развернуто и при этом не сказать совершенно ничего. В то же время я впервые увидел смущенного Зурабова. Михаил Юрьевич не выглядел как уверенный в своей правоте человек. Кудрин взял на себя ответственность за происходящие события. Он сказал, что подставил президента и Думу, хотя я считаю, что и президент, и Дума отлично понимали, какие возникнут проблемы при реализации закона. Или они ошиблись в нашем народе. Не случайно весь прошлый год нам рассказывали, что народ не понимает, о каком законе идет речь. Теперь народ понял, и это понимание оказалось неожиданным для власти.
-- Как вы думаете, может ли реализация закона о монетизации льгот привести к таким серьезным политическим последствиям, как, например, отставка правительства?
-- Такое возможно. Дело в том, что в прошлом году был принят буквально букет законов, очень крепко бьющих по населению. Все это минное поле будет взрываться в этом году. Правительство шагнуло только на первую мину. Растерянность президента, Кудрина, Грефа и Зурабова совершенно объяснима, поскольку в отличие от населения они прекрасно понимают, что последует дальше. Буквально через пару недель начнет взрываться ситуация по ЖКХ. Она во многом подготовлена решениями, принятыми на федеральном уровне.
Это, в частности, переход на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг, который предполагает уменьшение финансирования из федерального бюджета. Это также запрет перекрестного субсидирования. У нас еще работала система, по которой за кубометр воды владелец ресторана платил больше, чем пенсионер. Теперь это признано незаконным, прокуратурам дано указание факты перекрестного субсидирования пресекать. Владельцам ресторанов станет хорошо, а пенсионерам -- плохо. Кроме того, в этом году по закону о разграничении полномочий намечена приватизация всей "коммуналки". Понятно, что процесс приватизации неизбежно будет связан с ростом тарифов. Потенциальные собственники будут лоббировать рост тарифов через местные органы власти, чтобы поскорее окупить деньги, потраченные в ходе аукциона.
Дальше. С 1 марта вступает в силу новый Жилищный кодекс, который предполагает перетряску по очередям и переход на новую систему оплаты коммунальных субсидий. Сейчас субсидии по коммунальным платежам для малоимущих проходят от местных бюджетов к коммунальным предприятиям. С 1 марта эти субсидии должны проходить от бюджетов на лицевые счета граждан. На дворе конец января, ни о каком открытии лицевых счетов не слышно. А самое главное, если бюджеты дырявые, то возникнут серьезные долги перед населением по субсидиям. А коммунальные предприятия будут требовать с населения 100-процентную оплату по ЖКХ. Параллельно с этим в ряде субъектов -- Твери, Тюмени, Татарстане и других регионах -- отменены льготы по ЖКХ для ветеранов труда и тружеников тыла. Для этих людей счета за январь придут в размере примерно в 2,5--3 раза больше, чем за декабрь.
В прошлом году также прошло резкое снижение ставки единого социального налога. Сегодня это отразилось резким, на 40%, уменьшением финансирования территориальных фондов медицинского страхования. Неизбежно в скором времени возникновение задолженностей по зарплате работникам здравоохранения. Думаю, ускорится и без того стремительный процесс ликвидации медицинских учреждений на селе. Учитывая, что с 1 января снят запрет на приватизацию этих учреждений, надо полагать, что значительная их часть в этом году будет либо ликвидирована, либо приватизирована.
При этом надо понимать, что все рассказы Зурабова и Кудрина о том, что якобы регионам дали кучу денег, а там все разворовали, -- ложь. В соответствии с бюджетом на 2005 год, регионы по налогам потеряли 102 млрд руб. Из регионов практически полностью изъят налог на добычу полезных ископаемых, они потеряли часть налога на прибыль и водный налог. Причем ставка водного налога увеличена в три раза. Это может отразиться на тарифах водоканалов. Следовательно, означает опять-таки рост платежей по ЖКХ.
Пострадают и дачники, потому что неизбежно вырастет стоимость услуг сельхозводопроводов и аналогичных предприятий. Взаимен отобранных у регионов 102 млрд руб. им дали сельхозналог -- 500 млн, и фонд поддержки регионов -- около 30 млрд. Страна находится в ситуации системного кризиса, и он будет только разрастаться. Но власть подстраховалась: сегодня в стране отсутствует структурная оппозиция.
-- Мрачная перспектива. Но сначала речь шла о выделении из бюджета 100 млрд руб. на реализацию закона о льготах, а потом возникла цифра 301 млрд. Почему так произошло?
-- Это жонглирование цифрами вообще никак невозможно комментировать. Никогда никаких сводных цифр по консолидированному бюджету лично я не видел. Льготы у нас финансировались из разных составляющих, и если они не отражались в консолидированном виде, вовсе не значит, что льготы не предоставлялись. Подобные утверждения -- неправда. Иначе народ сейчас не вышел бы на улицы. Предоставлялись и льготы на проезд в общественном транспорте, и льготы по ЖКХ, и льготы на приобретение лекарств -- пусть в плохом виде, но это все же лучше, чем в никаком. Нас само правительство заверяло, что льготы стоят 6 трлн руб. Взамен люди получили 301 млрд. Правда, откуда взялась цифра 6 трлн, тоже никто не знает и никаких расчетов под нее никто не видел.
Нельзя забывать и об индексации выплат. Прежде льгота индексировалась параллельно с ростом стоимости соответствующей услуги. Скажем, выросли лекарства на 30%, соответственно и льготы росли на 30%. А «монеты» будут индексироваться как базовые пенсии, то есть по правительственному прогнозу роста инфляции в стране, который составляет по текущему году 8%. При том, что коммунальные платежи растут на 25--30%, лекарства -- на 30%. И пошло-поехало.
-- Возможно, реформу льгот нужно было проводить, но как-то иначе?
-- Думаю, сам замысел был неверен. У нас большая часть льготников -- это ветераны. Сейчас новые льготы не вводятся и число льготников по стране из года в год уменьшается -- видимо, темпами, которые не устраивают правительство. При этом денег в стабилизационном фонде выше крыши: можно было бы и дальше сохранять хотя бы видимость социальной политики.
-- Каковы, на ваш взгляд, реальные перспективы отставки кабинета Фрадкова?
-- На сегодняшний момент жертвоприношение не созрело. Масштабы последствий от принятых в прошлом году решений только начинают обозначаться. День за днем население будет делать для себя все новые открытия, приходить во все больший гнев, перерастающий в ненависть по отношению ко всей системе власти. И если сегодня отправить в отставку Грефа, Зурабова и Кудрина, то уже через месяц придет очередь Фрадкова. А через два месяца? Ведь место жертвенных фигур займут новые люди, которым нельзя будет адресовать упреки за решения, принятые прежним кабинетом министров. Кому тогда придется идти в отставку, чтобы успокоить разгневанный народ? Президенту.
Убрать -- Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА
|