|
|
N°12, 27 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Андрей Исаев: Наша ошибка в том, что мы поверили обещаниям министров
Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике, член фракции «Единая Россия» Андрей ИСАЕВ рассказал в интервью корреспонденту «Времени новостей» Ксении ВЕРЕТЕННИКОВОЙ о том, почему, на его взгляд, было необходимо принимать закон о льготных выплатах именно сейчас.
-- Андрей Константинович, на заседании Госдумы, когда обсуждалась ситуация вокруг реформы льготных выплат, вы сказали, что закон, возможно, придется доработать. Какие именно его положения, на ваш взгляд, нужно изменить?
-- Когда принимался этот закон, его автором было правительство, ответственным был комитет Госдумы по бюджету, а наш комитет участвовал в работе над документом и добился серьезных поправок в его текст. Всего было принято около тысячи поправок, и именно перед вторым чтением появились такие вещи, как социальный пакет, то есть сохранение в натуральном виде льгот на лекарства, пригородный железнодорожный транспорт. Также благодаря нашим усилиям появилась преамбула и 153-я статья закона, которая напрямую запрещает ухудшать положение льготников в связи с вступлением в силу данного закона. Но ряд проблем тогда не был решен. Мы выступали за то, чтобы труженики тыла и жертвы политических репрессий были подняты на уровень федеральной ответственности. По жертвам политических репрессий была достигнута компромиссная договоренность о том, что они остаются за субъектами федерации, но федеральный центр участвует в софинансировании. К сожалению, это сейчас вызывает проблемы. Поэтому я думаю, что, если говорить о дальнейшей работе над положениями закона, нужно в первую очередь вернуться к идее того, чтобы поднять жертв политических репрессий и тружеников тыла на федеральный уровень. Тогда во многом задача, которая стоит сейчас перед регионами, упростится. В их ведении останутся только ветераны труда, это наименьший набор старых льгот. Более того, это льготы, которые могут быть администрированы только в субъектах федерации, потому что тарифы на городской транспорт и ЖКХ в разных субъектах различные. Кроме того, мы записали в постановлении Госдумы, что индексация денежных выплат для федеральных льготников должна с 1 августа быть не ниже коэффициента инфляции. Это значит, что индексация может и увеличиться. Я считаю, что мы вполне можем рассмотреть вопрос об увеличении самих сумм выплат.
-- Чувствует ли фракция «Единая Россия» свою ответственность за возникновение напряженности в обществе, ведь именно она приняла закон о монетизации льгот?
-- Безусловно, «Единая Россия» чувствует ответственность за социальную реформу. Но я хотел бы подчеркнуть, что на сегодняшний день главные проблемы возникли не с самим законом, а с тем, как он реализуется. Решение, найденное правительством и во многом успокоившее регионы, -- введение льготного проездного билета -- было принято в рамках 122-го закона. В нем не изменилось ни одной запятой, а вопросы были решены. Однако думать об этом правительству стоило не в январе, а заблаговременно -- в ноябре--декабре. И наша ответственность состоит в том, что мы излишне доверились правительству, не проявили должной настойчивости, когда требовали от него информацию о подготовке к реформе. Мы проводили парламентские слушания и получили заверения со стороны министров в том, что все готово и все хорошо. Мы им поверили, и наверное, в этом наша ошибка.
-- Многие противники реформы говорят, что нужно было оставить льготы ветеранам, которых в стране с каждым годом остается все меньше и меньше. Почему понадобилось монетизировать льготы именно сейчас, когда в стране стабильность, а бюджет профицитный?
-- На мой взгляд, сама система старых льгот в целом становилась все менее и менее эффективной. Во-первых, значительная часть людей -- ветеранов, инвалидов -- живет все-таки не в городе, а в сельской местности и очень редко пользуется общественным транспортом. И когда мы говорим, что одной части ветеранов нужно было дать дожить по-прежнему с льготами, это одновременно означает, что другой части, которая не пользовалась льготами, надо дать дожить, так ничем и не воспользовавшись. Наверное, в отношении них будет справедливо, если они получат реальные деньги. Поэтому не все недовольны законом. Мы и сегодня можем увидеть по телевизору людей, которые рады, что получили деньги. Например, у меня есть знакомые знакомых -- инвалиды, но у них машина. Они общественным транспортом не пользуются и очень довольны, что получили средства на бензин и ремонт машины.
Кроме того, натуральные льготы в их прежнем виде все больше и больше сжимались. Все реже можно было увидеть в аптеках те или иные лекарства, отпускаемые по льготным рецептам. Все большие проблемы испытывал общественный транспорт, и его место занимали частные перевозочные компании, которые не предоставляли льготы. Мы видели процесс медленного умирания старой системы натуральных льгот. Поэтому, наверное, эту систему нужно было реформировать. И делать это нужно было именно в условиях финансовой стабильности, когда есть определенный запас, который позволит в случае возникновения каких-то негативных явлений их сгладить. Представьте себе, если бы все это началось в условиях, когда у нас не было бы стабилизационного фонда и больших золотовалютных запасов. В случае возникновения волнений, как сейчас, можно было бы поднять пенсию, найти дополнительные средства из бюджета? Наверное, нет, потому что тогда все было бы рассчитано в обрез. Поэтому наличие некоего запаса как раз является благоприятным фоном для начала реформы. Но это не значит, что реформа началась хорошо. Она началась плохо, властями были допущены очень серьезные просчеты.
-- Как вы думаете, сколько времени может понадобиться для того, чтобы снять напряженность в обществе?
-- Правительство пообещало до конца месяца урегулировать основные проблемы. Госдума в своем заявлении тоже поставила конкретные сроки для решения ряда вопросов. Я надеюсь, что в течение пары недель проблемы будут решены, в противном случае правительство распишется в своей некомпетентности.
-- В постановлении Государственной думы говорится также о разъяснительной работе с населением. Как, на ваш взгляд, она должна проводиться?
-- Во-первых, нужно вести такую работу через средства массовой информации. В этом также должны участвовать депутаты всех уровней и общественные организации. Думаю, ошибкой правительства было увлечение, по сути дела, пропагандой закона, хотя вместо этого стоило разъяснять гражданам, что именно будет происходить после 1 января.
-- А депутаты «Единой России» не боятся столкнуться лицом к лицу с разгневанным населением?
-- У нас сейчас все депутаты в обязательном порядке участвуют во встречах с избирателями, и я буду встречаться с ними. Это часть профессии политика. Приятно встречаться с населением, когда оно тобой довольно. Но, наверное, нужно объясняться с народом и тогда, когда есть серьезное недовольство.
|