Время новостей
     N°11, 26 января 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.01.2005
Hyundai может начать сборку автобусов в Татарии
Флагман южнокорейского автопрома -- Hyundai, чьи машины уже собираются в России в Ростовской области, -- ведет переговоры с властями Татарии об организации в республике сборки автобусов. Об этом вчера сообщил вице-президент южнокорейской компании Чонг Йонг после встреча руководства Hyundai Motor Company с премьер-министром Татарии Рустамом Миннихановым. Впрочем, стороны подчеркнули, что визит корейской делегации носит ознакомительный характер и детали проекта пока не обсуждаются. Однако Чонг Йонг уточнил, что речь идет об организации сборочного производства автомобилей на площадях ГУП «Производственное объединение Елабужский автомобильный завод» (ЕлАЗ).

В России корейские автомобили собираются с 2001 года, когда на Таганрогском автомобильном заводе стартовало производство Hyundai Accent. А в апреле прошлого года ТагАЗ запустил в серию легковые автомобили бизнес-класса Hyundai Sonata EF. Но производственные возможности завода (120 тыс. авто в год) значительно превосходят объемы выпуска автомобилей (25 тыс. машин по итогам 2004 года). Однако корейцы не имеют к ТагАЗу (контролирует ростовская ФПГ «Донинвест) прямого отношения: их роль в этом проекте сводится к технологической поддержке и выдаче лицензии.

На ЕлАЗе же корейцы в обмен на инвестиции могут стать акционерами или даже получить контроль над сборочным предприятием. Преобразование завода в АО на первом этапе со 100-процентной долей республики в уставном капитале намечено на ближайшие дни. При этом республиканские власти не скрывают, что весьма сильно рассчитывают продать часть акций потенциальному стратегическому партнеру завода.

Эксперты не сомневаются, что на ЕлАЗе будет осуществляться крупноузловая, а не промышленная (штамповка деталей кузова и их окраска) сборка. Мощности предприятия простаивали без работы уже пять лет. В 1995 году елабужцы попытались создать производство с корпорацией General Motors, которой предлагали 25% в СП, однако проект с американцами не задался с самого начала. До кризиса 1998 года на мощностях предприятия удалось собрать всего лишь около 6 тыс. Chevrolet Blazer, поскольку иномарки не пользовались спросом у российского потребителя из-за низкой платежеспособности. А после девальвации рубля собранные в Елабуге авто и вовсе потеряли конкурентоспособность. В 1999 году GM остановила производство Chevrolet и попыталась организовать в Елабуге сборку Opel Vectra. Продав всего лишь 700 машин, американцы в конце 2000 года вышли из проекта. С тех пор разговоров о запуске производства на ЕлАЗе не велось. Однако в конце декабря гендиректор предприятия Равиль Зарипов сообщил, что ведет переговоры о создании сборочного производства с Hyundai, а также еще с несколькими автомобильными компаниями. Уточнив, что говорить о конкретных бизнес-проектах еще рано, он предположил, что переговорный процесс продлится еще как минимум до середины 2005 года.

Очевидно, что со сбытом автобусов в России, если проект будет запущен, проблем не будет. Все муниципалитеты -- не только Татарии -- заинтересованы в расширении городских автобусных парков, поясняет вице-президент ИК «Атон» Александр Агибалов. Ранее выгодно было приобретать подержанные машины, однако введение в прошлом году запретительных пошлин активизировало сотрудничество в том числе и с иностранными производителями. Сейчас автобусы в России собирает только Scania-Питер. В 2003 году предприятие выпустило 94 автобуса при плане в 120. На прошлый год к сборке было запланировано 150 машин. При этом финские маркетологи еще три года назад оценивали потребность российского рынка в больших автобусах на уровне 160 тыс. в год. Эксперты полагают, что теперь она возросла до 200 тыс. машин.

Яна ГОДОВАНАЯ