|
|
N°120, 10 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Очередная вертикаль
Точку зрения Федеральной энергетической комиссии на ситуацию с концепцией создания единого тарифного центра в интервью обозревателю газеты «Время новостей» Екатерине КАЦ изложил председатель ФЭК Георгий КУТОВОЙ.
-- Георгий Петрович, правда ли, что в правительстве лежат три разных документа, которые ничего общего между собой не имеют?
-- К сожалению, это так. МАП предлагает: давайте мы создадим огромный хозрасчетный центр, который будет обслуживать естественные монополии и вести для них всю расчетную базу. Это будет вроде как госучреждение -- унитарное предприятие, но работающее на договорных началах. Платить за его содержание и оплачивать всю проделанную работу будут естественные монополии на условиях краткосрочных или долгосрочных договоров.
-- И этот же центр будет тарифы регулировать?
-- Из центра вся информация будет поступать в МАП, который представит правительству результаты расчетов. Я на совещании в правительстве возражал представителям МАП: вас накормят тем, что захотят иметь естественные монополии. Раз они предоставляют информацию, они платят деньги, они же и заказывают музыку. Вопрос регулирования естественных монополий превращается в выполнение заказа естественных монополий. Иначе монополии откажутся платить.
В руководстве МЭРТ говорят: нет, то, что МАП предлагает, -- коррумпированная система. Мы с ней не согласны. Там априори все куплены, кто и кем -- разбираться бесполезно, поскольку все в одном кошельке. Это правда. МЭРТ же предлагает создать федеральный орган исполнительной власти -- очередное министерство, в которое нужно передать все полномочия МАП и ФЭК.
-- Как сейчас распределены полномочия по регулированию тарифов?
-- Федеральная комиссия сегодня регулирует тарифы в электроэнергетике, газовой промышленности, а также для компаний «Транснефть» и «Транснефтепродукт». Остается МПС, то есть железнодорожный транспорт, порты и терминалы, услуги связи. Ими занимается МАП.
МЭРТ регулирует стоимость топлива для атомных электростанций и стоимость сжиженного газа для населения. И все это -- по предложению МЭРТ -- отдадут в новое суперведомство.
-- И оно же будет заниматься проблемами регулирования тарифов в субъектах федерации?
-- Да. Там сейчас регулируются только тепло и электроэнергия. Занимаются этим региональные энергетические комиссии (РЭК). Им же ФЭК делегирует и полномочия по регулированию стоимости газораспределительной компании.
Но там есть еще проблемы водопровода, канализации, электрического транспорта, утилизации мусора. И пригородный транспорт. Все эти проблемы сейчас решаются на уровне региона, муниципалитета. А когда речь идет о едином тарифном органе, получается, что ему вроде бы должны отдать весь спектр услуг и на федеральном, и региональном уровне.
-- И для этого надо выстраивать очередную «вертикаль»?
-- Получается, что так. Если такого монстра создавать в рамках одного министерства, как предлагает МЭРТ, то ФЭК надо ликвидировать. Но ликвидировать нас очень сложно, поскольку наши полномочия прописаны в законе о госрегулировании тарифов на электроэнергию, поэтому МЭРТ предлагает от нас избавляться поэтапно. Вначале отобрать нефть и газ. А осенью внести поправки в Думу, чтобы отовсюду из законов ФЭК повычеркивать и заменить на «регулирующий орган». А затем ФЭК ликвидировать.
Почему-то в МЭРТ не учитывают, что создание единого тарифного центра наложится на процесс реформирования электроэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта.
-- В чем вы видите проблему?
-- Такое одномоментное реформирование приведет к абсурдной ситуации, когда полгода -- и это оптимистический прогноз, а максимум года полтора-два -- никто ничего толком не будет делать. Все будут заниматься креслами, собственным трудоустройством. Тут не до интересов государства.
Наша идея заключается в том, чтобы ничего не ломать. Создана система на федеральном, региональном уровне (ФЭК и РЭКи. -- Ред.). Мы предлагаем указом президента придать им новые функции -- железнодорожный транспорт, аэропорты, терминалы и связь. Так, как нам передали, к примеру, регулирование газовой отрасли в 1997 году. И все.
-- В этом случае РЭКи станут госструктурами?
-- Да. Это просто и не требует никакой революции. ФЭК работает на федеральном уровне. Организационная структура комиссии будет усилена за счет новых департаментов, регулирующих транспорт, порты и связь.
А на региональном уровне система заработает не сразу, потребуется время, поскольку в любом случае необходимо создать законодательную базу, чтобы передать от муниципалов в РЭКи соответствующие функции.
Немаловажно, что при нашей схеме правительство не ограничено во времени. Процесс создания тарифного центра можно в зависимости от обстоятельств либо растянуть во времени, по мере его «созревания», либо начать прямо сейчас. К тому же мы предлагаем минимальные издержки, несопоставимые с тем, что предлагают МЭРТ и МАП.
-- Какие полномочия утратят МАП и МЭРТ при создании органа на базе ФЭК?
-- Полномочия МЭРТ, который регулирует тарифы на топливо для АЭС, трогать не нужно. МАП останется надзорным органом, который имеет право контролировать исполнение антимонопольного законодательства, запрашивать любую информацию.
Главное преимущество нашей концепции -- единый тарифный орган сохраняет коллегиальность принятия решений. Чтобы действовал не министерский принцип «мы посовещались, и я решил», а такой квазисудебный принцип принятия, который действует сейчас в ФЭК.
На слушаниях экспертиза излагает свои аргументы, соискатель больших тарифов предлагает свои аргументы, потребитель -- свои. Решение принимается путем голосования.
А тарифный орган в этом случае выступает арбитром.
Производитель и потребитель при такой схеме имеют возможность договориться. Высокий тариф или малый -- раз договорились, так тому и быть. В этом случае не требуется никакого внешнего вмешательства -- ни правительства, ни прокуратуры, ни Госдумы. А если кто-то остался недоволен, есть возможность обжаловать в суде.
-- Вы полагаете, что в этом случае меньше простора для лоббирования?
-- Конечно, потому что все происходит открыто. А мы как раз стремимся к тому, чтобы структура затрат наших естественных монополистов становилась все прозрачнее. И никаких «черных ящиков». Берется базовая цена прошлогодняя, индексируется. Монополист говорит -- инфляция, надо тариф поднимать. А мы отвечаем -- сначала раскройте базовые цены, потом посмотрим. И методология расчетов, и структура затрат, и отчетность, и алгоритм экспертизы ФЭК делает таким образом, чтобы все было прозрачно.
-- По вашему мнению, возможно ли уложиться в сроки, установленные президентом?
-- Сейчас в правительстве пытаются как-то свести все концепции воедино, но пока безуспешно. Я думаю, что точки зрения (и наша, и министерств) на то, какой быть структуре единого тарифного центра, не претерпят существенных изменений. Тем более что каждое из ведомств интересует в первую очередь собственная роль, потом уже интересы государства.
Беседовала Екатерина КАЦ