Время новостей
     N°120, 10 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.07.2001
Реформы без смертной казни
Владимир Путин против восстановления высшей меры
Сотрудничество России с международными финансовыми организациями вышло на принципиально новый уровень. Впервые наша страна выступила не как их клиент, а как гостеприимный хозяин. В воскресенье в Петербурге открылась международная конференция Всемирного банка «Расширение прав и возможностей обеспечения защищенности через закон и правосудие». О ее проведении президент ВБ Джеймс Вулфенсон договорился с Владимиром Путиным еще полтора года назад, и теперь можно сказать, что дебют России в новом качестве прошел удачно. Польза от конференции еще и в том, что более 400 ее участников разъедутся по своим странам под впечатлением от судебно-правовой реформы, которую проводят российские власти.

Вчера вечером полтора десятка участников конференции во главе с г-ном Вулфенсоном встретились в Кремле с Владимиром Путиным и более часа обсуждали проблемы правосудия в России и в мире. Особую пикантность дискуссии придавало то, что среди ее участников оказались представители не только существенно более развитых в правовом отношении стран, но и те, кто откровенно признавался, что готов учиться у России. Г-н Путин в связи с этим подчеркнул, что даже страны с развитыми судебно-правовыми системами имеют проблемы с доступностью правосудия, контролем за исполнением судебных решений, независимостью и объективностью судей.

Вообще выступление Владимира Путина перед руководителями и членами верховных судов США, Англии и Уэльса, Китая, Колумбии, ЮАР и других стран было построено так, чтобы создать имидж не просто реформатора, а реформатора-гуманиста. Так, на вопрос об отношении россиян и лично его к смертной казни российский президент ответил весьма эмоционально: «Опросы показывают, что большинство россиян выступают за возврат смертной казни. Я этих людей понимаю. Страна находится на переломном этапе своего развития, многие ценности прежнего периода утрачены, а новые довольно медленно занимают место в душах и сердцах людей. Многие россияне погибли от рук банд международных террористов. Могу сказать, что своими руками бы их задушил». Участники встречи насторожились. «Но это только эмоции, -- продолжил президент. -- Если правильно, что мы больше всего страдаем от зла, которое находится в нас самих, то, ужесточая наказание, государство не устраняет жестокость. Тем более что смертная казнь -- это не наказание, а месть со стороны государства. Государство не может присваивать себе право, которым обладает только Всевышний -- отнимать жизнь у человека. Я против восстановления смертной казни в России».

Владимир Путин несколько раз подчеркнул, что Россия проводит одновременно несколько важнейших реформ -- от судебной и налоговой до военной (президент насчитал восемь) и заметил, что одна или две любые из подобных реформ, будучи выполненными, сделали бы честь любому правительству. И у участников встречи не вызывало сомнений, что Россия справится со столь сложной задачей. Однако пока, наверное, никто не отважится предсказать, когда российские власти смогут заявить, как один из участников вчерашней встречи, судья Верховного суда США Энтони Кеннеди: «Мнение суда в США становится законом для всей страны. И нам не нужны PR-кампании для того, чтобы доказать общественности справедливость судебного решения».

Андрей ДЕНИСОВ