Время новостей
     N°11, 26 января 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.01.2005
К войне и диалогу готовы!
Абхазия хочет остаться независимым государством и дружить с "Единой Россией"
Находящийся в Москве избранный президент Абхазии Сергей Багапш сообщил вчера журналистам, что уже встретился с председателем Госдумы Борисом Грызловым (тот сказал, что беседовал с главой непризнанной республики исключительно как руководитель "Единой России", а не как спикер) и собирается побеседовать с членами Совета безопасности.

По словам г-на Багапша, с Борисом Грызловым он обсуждал «вопросы партийного строительства, создания в Абхазии штаб-квартиры и базовой организации «Единой России». Новый абхазский лидер решил, что дружить с «партией президентского большинства» не менее важно, чем поддерживать старые отношения с политиками из «Родины». При этом он подчеркнул, что старается сохранять «хорошие отношения со всеми».

Реплика эта, правда, относилась уже не к партиям, а к странам -- России и Грузии. «Будущее Абхазии -- независимое государство, -- сказал избранный президент. -- Партнерские отношения мы будем строить прежде всего с Россией». При этом Сергей Багапш готов смотреть и в сторону Грузии. «Мы всегда готовы к диалогу», -- заявил он грузинским журналистам. Они хотели узнать мнение президента Абхазии о новых предложениях президента Грузии Михаила Саакашвили по урегулированию грузино-абхазских отношений, о которых тот сообщил на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге. «Насколько мне известно, пока не сообщил, -- вежливо уточнил г-н Багапш. -- Давайте сначала посмотрим, что это за предложения. Потом мы подготовим свои и будем обсуждать».

Российские журналисты предположили, что речь идет о слегка видоизмененном проекте, разработанном некоторое время назад грузинскими неправительственными организациями. Состоит он в том, что Абхазия становится частью Грузии, получая при этом максимально возможные автономные права, но вопросы обороны и внешней политики остаются за Тбилиси. Выслушав эту гипотезу, г-н Багапш ответил: «Нет. Есть вещи, которые никого не должны обижать, в том числе и президента Грузии. Абхазский народ давно высказал свое отношение к этой идее. А если кому-то хочется повоевать -- пожалуйста. Такой опыт был, можем его повторить». Достаточно резок избранный президент и в вопросе о беженцах -- речь идет о сотнях тысяч этнических грузин, покинувших республику в 1992--1993 годах: «Это надо проговаривать, но могу прямо сказать -- сейчас возвращения беженцев не будет».

Получилось, что Сергей Багапш заочно ответил Михаилу Саакашвили, который коснулся абхазской темы на брифинге в понедельник. «Для меня неприемлемы предложения, согласно которым, оказывается, мы должны отказаться от возвращения беженцев в Абхазию и пойти на какие-то конфедеративные отношения с Абхазией», -- сказал грузинский президент. Судя по всему, он намерен предъявить Абхазии что-то вроде ультиматума, и если этот ультиматум будет отклонен, «то станет очевидным для всех, что Грузия сделала все, чтобы быть конструктивной, мирной, открытой и помочь этим людям». «Но из-за темных сил все предложения не проходят, -- сказал Саакашвили. -- Если мы имеем дело со средневековыми агрессивными силами, которые ничего не слышат и ничего не хотят делать, то все мировое сообщество поставит их на свое место, и мы в этом поможем».

Впрочем, позиция мирового сообщества вовсе не так однозначна: вчера группа мониторинга ПАСЕ распространила в Страсбурге доклад, в котором грузинские власти подвергнуты довольно жесткой критике. Да и президент Абхазии явно не хочет быть «темной средневековой силой». Он даже не исключил своей личной встречи с г-ном Саакашвили. «Я вообще давно веду переговоры с Грузией, -- сказал Сергей Багапш, но сразу добавил: -- Я всегда говорил, что начинать надо с экономики, а потом переходить к сложным политическим вопросам».

Начинать с экономики Сергей Багапш собрался и в российском Совбезе. По его словам, в повестке встреч прежде всего вопросы открытия сквозного железнодорожного сообщения через Сухуми между Россией и Арменией и развития абхазской энергосистемы. Политических и особенно кадровых вопросов, касающихся формирования нового правительства Абхазии, избранный президент в Совбезе касаться не собирается. «Мы готовы прислушиваться к любым советам и рекомендациям, но назначать будем тех, кого сочтем нужным, -- сказал он корреспонденту «Времени новостей». -- Премьер-министром нового правительства, по-видимому, станет Александр Анкваб -- о решении мы сообщим сразу после инаугурации».

Александр Анкваб -- в прошлом министр внутренних дел Абхазии, позднее совместил успешный бизнес в Москве и активное участие в абхазской оппозиции. Самостоятельно выйти на осенние выборы президента Абхазии ему помешал не столько пятилетний ценз оседлости, сколько отказ сдавать унизительный, с его точки зрения, экзамен по родному языку. По мнению ряда наблюдателей, приход властного и весьма популярного г-на Анкваба в команду Багапша стал одной из причин неприятия кандидатуры самого Багапша частью российской элиты. Причем наибольшую неприязнь фамилия вероятного премьера вызывала именно у членов российского Совбеза. Внятного объяснения эта нелюбовь до сих пор не имеет. Оппоненты уличают г-на Анкваба в излишне тесных связях с Грузией, где он работал до распада СССР, и в чрезмерной жесткости на посту главы абхазского МВД. Сторонники же полагают, что причиной ненависти к Анквабу является его стремление разобраться в нюансах абхазской теневой приватизации и добиться «чистки рядов» в органах исполнительной власти.

В любом случае, если Сергей Багапш и после консультаций в Совбезе настоит на премьерстве Александра Анкваба, это будет означать, что новый режим в Абхазии при всей лояльности по отношению к России хочет сохранить политическую самостоятельность. Инаугурация в Сухуми намечена на 12 февраля. Сергей Багапш пообещал, что она пройдет «без пикантных деталей, скромно, но торжественно».

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Грузии и конфликт с Россией