|
|
N°10, 25 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новый жилец на европейской окраине
Польша настаивает на вступлении Украины в Евросоюз
27 января президенты России, Польши, Франции, Израиля, Германии и Украины должны встретиться на торжествах по случаю освобождения Освенцима, гитлеровского лагеря уничтожения. Реальной властью из шести президентов обладают только три -- россиянин Владимир Путин, украинец Виктор Ющенко и француз Жак Ширак. У хозяина саммита поляка Александра Квасьневского полномочия тоже ограниченные. Да и встреча эта была давно запланирована как чисто символическое мероприятие. Но ее плавное течение грозит осложнить незапланированная «оранжевая революция» на Украине. Помимо избрания нежелательного для Москвы кандидата, эта революция вызвала резкую заочную полемику президентов России и Польши. После колкостей, которыми они обменялись в декабре, Путину и Квасьневскому непросто посмотреть друг другу в глаза.
В декабре Квасьневский, упоенный успехами Ющенко, позволил себе в интервью польскому журналу «Политика» не самое дипломатичное замечание: «Россия без Украины была бы лучшим результатом, чем Россия с Украиной». 26 декабря Путин выразил по этому поводу недоумение и даже намекнул, что Квасьневский делает такие заявления уже не как президент, а как политический безработный (срок полномочий Квасьневского истекает в августе).
Возможно, дело не только в необдуманной фразе Квасьневского. Москва явно обижена на Польшу за ее вмешательство в выборы на Украине. Большинство польских политических сил в последние годы поддерживали Ющенко, да и сам Квасьневский не раз неофициально принимал этого, тогда еще оппозиционного, кандидата в Варшаве. При этом в Польше отмечают, что личные отношения с президентом Леонидом Кучмой были у Квасьневского даже лучше, чем с Ющенко. Но «оранжевая» ориентация польского президента и польской внешней политики диктовалась мнением большинства поляков, игнорировать которое Квасьневский не мог.
В Москве это, похоже, не поняли и обвинили в антироссийском уклоне лично Квасьневского. В итоге на встрече в Освенциме заранее запрограммирована неловкость. Как выяснил автор «Времени новостей» из польских дипломатических источников, Кремль выразил свое недовольство тем, что не запросил отдельной встречи Путина с Квасьневским. Возможно, президенты встретятся только на официальном ужине, в присутствии всех других глав государств -- участников торжеств.
Квасьневский недавно сделал жест примирения, сказав, что в Освенциме он будет разговаривать с Путиным «о нефти». Очевидно, имеются в виду сложности вокруг попыток приватизации польских нефтеперерабатывающих предприятий ЛУКОЙЛом. Вся консервативная пресса Польши вот уже несколько лет стеной стоит против «продажи национальной энергетики россиянам». Польский премьер Марек Белка недавно отметил, что «сейчас самый худший момент для таких переговоров с Россией». Но Квасьневский, похоже, считает, что сейчас даже самый неприятный разговор лучше молчания.
Не следует, однако, думать, что Квасьневский возьмет свои слова о России и Украине обратно. «Я не жалею ни о чем, что сделал в последнее время для Украины», -- заявил он. Во время кризиса в Киеве и левые, и правые -- впервые за многие годы! -- поддержали своего президента по украинскому вопросу. В таких условиях ждать от Квасьневского раскаяния не стоит. Как говорят американцы, "all politics is local", вся политика рассчитана прежде всего на эффект внутри собственной страны.
Правда, призывы «не бояться гнева Путина» звучат в Варшаве столь часто, что возникает впечатление, будто поляки сами немного боятся темпа, в котором они тащат Украину в ЕС. Как заметила «ВН» ведущий научный сотрудник российского Института международных экономических и политических исследований (ИМЭПИ РАН) Лидия Косикова, Украина «никогда не скрывала приоритетности европейской интеграции перед российской в своей политике последних 12 лет», однако скорость ухода Украины от России даже полякам кажется головокружительной. Поэтому в интервью на аэродроме после прибытия в Киев на инаугурацию Ющенко Квасьневский относительно намеченного сторонниками Ющенко десятилетнего срока присоединения Украины к ЕС осторожно заметил: «О такой перспективе можно думать, она реальна, но зависит от поведения самой Украины и от изменений в ЕС».
Для польских политиков было бы весьма желательно провести границу между Европой и не-Европой не по былой польско-советской, а по украинско-российской границе. Помимо дальнейшего ослабления «российского империализма» этот новый расклад дал бы Польше важный психологический козырь: она перестала бы быть самым бедным жильцом на окраине европейского дома. Таким жильцом стала бы Украина.
31 января на ближайшем совещании министров иностранных дел стран ЕС в Брюсселе Польша предложит ряд шагов по интеграции Украины в ЕС. На заседании Европарламента 13 января 467 голосами против 19 были одобрены все эти предложенные поляками меры, включая облегчение визового режима для украинских граждан при поездках в ЕС, признание Украины рыночной экономикой и (самый болезненный для россиян шаг!) поддержку вступления Украины во Всемирную торговую организацию. Напомним, что каждый член ВТО имеет право вето на вступление в организацию новичков. Вступив в ВТО раньше, Украина сможет вымогать у России любые уступки по торговым вопросам.
Недавно польская «Газета выборча» объявила, что все эти меры составляли часть тайного плана, предложенного коллегам по ЕС министрами иностранных дел ФРГ и Польши еще в октябре 2004 года, до первого круга выборов на Украине. Раньше, в период премьерства Виктора Януковича, ЕС принял в отношении Украины «план действий», который, как ворчали польские дипломаты, давал Украине такие же возможности сотрудничества с ЕС, как Тунису или Марокко. Тайный план предлагал выйти за эти узкие рамки, предложив Киеву «начало переговоров о свободной торговле» и «допущение перспективы участия в едином рынке». Теперь Польша все чаще призывает принять решение о начале переговоров с Украиной о вступлении в ЕС -- таким же образом, как это уже сделано в отношении Турции.
Под тайным планом, помимо подписи тогдашнего министра иностранных дел Польши Влодзимежа Чимошевича, стоит и автограф Йошки Фишера, «зеленого» главы дипломатии ФРГ. А главным оратором, призывающим к евроинтеграции Украины, выступает вице-председатель фракции ХДС/ХСС в бундестаге Вольфганг Шойбле. «Украина сейчас более отдалена от членства в ЕС, чем Турция, хотя находится в центре Европы. Это безобразие», -- считает г-н Шойбле. Источники в ЕС подтверждают, что главные лоббисты продвижения Украины в ЕС -- это Польша и Германия. Называются также имена главы дипломатии Евросоюза Хавьера Соланы и литовского президента Валдаса Адамкуса. В роли «евроскептиков» в отношении Украины выступают Франция и Бельгия.
У России в этом европейском концерте своего голоса нет. Но он у нас есть в самой Украине, да и российские города, слава богу, пока еще не отделены от украинских каменной стеной. Но чтобы этот голос зазвучал, нашей собственной власти нужно применить совсем другой подход. Опора на профессионалов от политтехнологии оказалась ошибкой. Люди должны высказываться, не дожидаясь, что за них это сделают государственные чиновники и политтехнологи. Между прочим, на второй тур украинских выборов из Польши приехали 1500 наблюдателей -- в основном на частные пожертвования или даже на свои деньги. Для этого в стране работали десятки неправительственных и действительно добровольных организаций -- «Вольна Украина», «Польско-украинская солидарность», «Форум молодых». Где подобные организации в России?
Дмитрий БАБИЧ, журнал Russia Profile, -- специально для «Времени новостей»