Жених бросил вас, в вокзальном туалете требуют деньги, таможенники изъяли бутылку спиртного -- среднестатистическому человеку и в голову не придет начать по такому поводу судебный процесс. Но есть исключения -- кверулянты, которые во всем ищут повод начать писать жалобы, подавать исковые заявления и грозиться дойти до самого Страсбурга. Некоторые свои угрозы они весьма успешно воплощают. Например, екатеринбургское общество «Сутяжник» находит правовую проблему там, где не всякий юрист ее разглядит. И иногда этой организации удается добиться вердиктов, которые помогают миллионам граждан. Вот и сейчас сутяжники ведут пятирублевый процесс в Верховном суде по отмене правил Минтранса, которые разрешают кондукторам не возвращать плату за проезд, если, скажем, автобус или трамвай сломался на маршруте.Уже два с лишним года бьется Сергей Смердов за то, чтобы пассажирам возвращали стоимость билетов за сорвавшуюся по вине транспортников поездку. Прославившийся борьбой с платными туалетами на вокзалах этот член уральской организации «Сутяжник» уже выигрывал частные процессы в Екатеринбурге, но теперь он намерен решить проблему «транспортной несправедливости» во всероссийском масштабе.
Началось все с того, что трамвай, в котором ехал Смердов, остановился. Тогда юрист отправился к кондуктору и попросил вернуть ему уплаченные за билет 5 руб. В ответ ему посоветовали выйти и отправиться по непечатному адресу, после чего Сергей и затеял эту многолетнюю тяжбу, подав в мировой суд иск о расторжении договора перевозки пассажира, возмещении ущерба, компенсации морального вреда и судебных расходов. Логика его была неоспорима -- он оплатил услугу, которую ему не оказали, а значит, по закону «О защите прав потребителей» и Гражданскому кодексу деньги ему должны вернуть. Правда, мировой судья Гуськова удовлетворила его иск лишь частично, зато Кировский районный суд Екатеринбурга принял сторону истца, и трамвайно-троллейбусному управлению города пришлось не просто вернуть стоимость билета, но еще и 2050 руб. в качестве компенсации морального вреда и судебных издержек.
Но Смердов решил развить свой успех. Он обнаружил, что кондукторы не возвращают деньги, ссылаясь на Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР. Согласно этому документу, изданному еще в 1987 году, в случае снятия автобуса с линии в связи с неисправностью, аварией и т.п. выданные пассажирам билеты действительны для проезда на другом автобусе этого же маршрута. 18 января 2005 года в Верховном суде состоялось слушание этого транспортного дела, но высшая судебная инстанция сочла, что приказ Минтранса вполне законен. Но успокаиваться сутяжники, разумеется, не намерены. Они готовятся обжаловать вердикт в кассационную инстанцию ВС, а заодно продолжать бомбардировать исками мировые суды.
ВАШЕ МНЕНИЕ