|
|
N°124, 13 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Система -- коридорная
России нужны деньги на развитие транспорта
Министры транспорта России, Ирана и Индии подписали вчера в Санкт-Петербурге соглашение о создании транспортного коридора «Север--Юг». По расчетам Минтранса, по проложенному коридору через Астрахань, паромную переправу через Каспий, порты Ирана и Индию можно перевозить от 16 до 40 млн тонн грузов в год, причем выигрыш во времени по сравнению с традиционными маршрутами составляет 10--12 дней. Российское правительство надеется получить от «коридорной системы» доходов и инвестиций на несколько миллиардов долларов. По мысли Минтранса и МПС, «коридорные доходы» должны заменить России кредиты зарубежных финансовых организаций.
За последние 10 лет доходы России от транзита иностранных грузов сократились от 6 млрд долл. до 1 млрд долл. в год, и в правительстве мечтают вернуться на прежние рубежи. Прошлогодний рост (на 4%) транзитных перевозок через Россию был оценен премьером Михаилом Касьяновым как позитивный сигнал, и в качестве планируемого дохода от них он назвал сумму в 3 млрд долл.
Впрочем, сам г-н Касьянов, выступая вчера на второй международной евроазиатской конференции по транспорту, оговорился, что пути сообщения, проложенные по безбрежным российским просторам, далеко не соответствуют представлению о России как о «мосте между Европой и Азией». Российские власти и транспортно-экспедиторские фирмы мечтают заманить в грузовые коридоры десятки миллионов тонн грузов, однако этому многое препятствует. Прежде всего зарубежные грузоотправители не верят в сохранность своих контейнеров, следующих транзитом по России: затраты на безопасное сопровождение и страховку сводят на нет всю экономию от короткого маршрута. Отправлять свои товары в неизвестность не хочет никто. Уж лучше заплатить за «крюк» через Суэцкий канал, чем потерять контейнер где-нибудь в Сибири.
Тем не менее г-н Касьянов настаивает на том, чтобы реализация национального транзитного потенциала впервые рассматривалась правительством России как один из основных экономических приоритетов. И, чтобы это заявление не было воспринято в качестве дежурной любезности, пояснил: «я хочу послать сигнал от российских властей, что сотрудничество в области транспортных коридоров -- один из приоритетов экономической политики. Государство сделает все возможное, чтобы проекты, требующие огромных инвестиций, делались в срок».
Инвестиции действительно нужны. Только для воплощения в жизнь соглашения «Север--Юг» нужно создать на Каспии новые контейнерные терминалы -- в первую очередь порт Оля под Астраханью, требующий инвестиций около 400 млн долларов. Собственные средства министерства вряд ли изыщут. Как сообщил вчера глава МПС Николай Аксененко, в 2000 г. объем своих инвестиций в модернизацию железнодорожного транспорта составит 70 млрд рублей. Хотя это почти в два раза больше, чем в 1999 году, на международные коридоры денег не хватит.
В интересах транспортников России -- быстрая разработка и утверждение федеральной программы «Развитие международных транзитных коридоров» и выделение на нее бюджетных средств. Однако работа в этом направлении идет ни шатко ни валко. «Имеющиеся сегодня сроки разработки программы -- первое полугодие 2001 года, -- сетовали вчера в кулуарах конференции, -- приведут к тому, что финансирование не пойдет до 2002 года».
Елена ЗАГОРОДНЯЯ, Виктор МАТВЕЕВ