|
|
N°10, 25 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Докатится ли «оранжевая революция» до Белоруссии?
Белорусский президент Александр Лукашенко поздравил своего украинского коллегу Виктора Ющенко с победой на президентских выборах. Однако Лукашенко пообещал: "В Белоруссии никаких "розовых", "оранжевых" или "банановых" революций не будет". В интервью "Времени новостей" директор белорусского Независимого института социально-политических и экономических исследований (НИСЭПИ) Олег МАНАЕВ анализирует возможности реализации в Белоруссии сценариев, подобных украинскому.
-- Сегодня электорат к этому не готов. В акциях протеста после референдума 2004 года (на нем Александр Лукашенко получил возможность баллотироваться на пост президента неограниченное число раз. -- Ред.) участвовало несколько сотен человек. Это несравнимо с тем, что происходило на площади Независимости в Киеве. Страх перед государством -- характерная черта белорусского общества, которое видело разгон демонстраций и другие жесткие действия власти. В то же время результаты опросов показывают, что за последние годы в белорусском восприятии жизни произошли глубинные изменения, возрастает недовольство политическим климатом.
-- В чем различие между белорусским и украинским обществом?
-- Значительная часть населения Украины обладает высоким уровнем национального самосознания. В белорусском обществе уровень национального самосознания ниже. И еще здесь по-прежнему сильны симпатии к России. Правда, в последнее время в ходе социологических опросов фиксировалось усиление проевропейских настроений.
-- Ющенко победил благодаря поддержке среднего класса. Существует ли в Белоруссии средний класс?
-- Частная собственность уменьшает зависимость граждан от государства, и с этой точки зрения украинский социум продвинулся дальше, чем белорусский. В Белоруссии, где в негосударственном секторе занято примерно 15% населения, трудно говорить о наличии среднего класса. Белорусский частный бизнес значительно беднее украинского.
-- Какие еще факторы влияют на будущее Белоруссии?
-- По степени влияния на ситуацию я бы поставил на первое место Александра Лукашенко. По его словам, "оранжевая революция" произошла из-за слабости украинской власти, а в Белоруссии он такого не допустит. Лукашенко и его команда готовы реагировать более жестко, чем Леонид Кучма на Украине. Белорусская номенклатура сегодня вряд ли поддержит сценарий, подобный украинскому: белорусские чиновники менее самостоятельны. Впрочем, мы проводили опросы среди элиты. Их результаты свидетельствуют, что часть номенклатуры недовольна тем, что происходит в стране, особенно в экономике и внешней политике. Оппозиция в Белоруссии не очень влиятельна. По многим параметрам -- уровню консолидации, наличию единого лидера, обеспеченности ресурсами, представленности в органах власти -- она не готова реализовать украинский сценарий. Но в перспективе положение может измениться.
Важным фактором влияния на ситуацию в Белоруссии остается Россия, которая попытается предотвратить такие "оранжевые революции". Но есть вероятность, что с этой целью Россия может начать подыскивать в качестве альтернативы Лукашенко человека, который мог бы гарантировать ее интересы в Белоруссии и в то же время получить признание со стороны Европы. Запад поддерживает демократические силы в Белоруссии меньше, чем в других государствах СНГ, но позиция ЕС и США меняется. Пример тому -- принятый в США (в октябре прошлого года. -- Ред.) Акт о демократии в Белоруссии, предполагающий как санкции в отношении правительства, так и поддержку демократических сил.
Беседовала Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск