|
|
N°120, 10 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подпольные «Доны» в степях Украины
Украинские предприниматели решили проблему обновления парка сельхозмашин без закупок импортного оборудования, квот, лицензий, авторских прав и прочей «бюрократической лабуды».
В нынешней уборочной на Украине участвуют необычные комбайны -- внешне они очень похожи на новенькие машины «Ростсельмаша». Однако их подпольно собирают на небольших украинских заводиках из комплектующих, закупаемых преимущественно в Ростове-на-Дону.
Итогом предпринимательской активности мелких «производителей» стала фактическая остановка сотрудничества Украины с «Ростсельмашем». Украинцы сначала намеревались наладить выпуск ростовских зерноуборочных машин на базе днепропетровского завода «Южмаш», но потом передумали. Помпезное открытие зимой этого года в Днепропетровске совместного производства «Ростсельмаша» и украинского «Южмаша» оказалось на деле показухой.
Генеральный директор торгового дома «Ростсельмаш» Виталий Опряткин подтверждает, что проект совместной лицензионной сборки ростовских комбайнов на мощностях днепропетровского «Южмаша» пробуксовывает. Несмотря на первоначальный оптимизм, с начала года там не собрано ни одной машины. Украинские власти так и не выделили обещанные под этот проект деньги. На «Ростсельмаше» даже подумывают отозвать свою долю из совместного с украинцами предприятия и не сделали этого лишь потому, что речь идет об относительно небольших суммах, хотя надежды на запуск сборочного проекта на «Южмаше» нет почти никакой.
Подпольные «Доны» в степях Украины появились «с легкой руки» мелких коммерсантов, которые прежде занимались поставкой запчастей для ремонта сельхозтехники. В какой-то момент выяснилось, что практичнее и выгоднее собирать из новых запчастей новые же комбайны, нежели латать старые, которые все равно очень скоро снова выходят из строя. Кустарные машины, может быть, качеством похуже заводских, но зато заметно дешевле. У украинских умельцев нет тех огромных инфраструктурных расходов, что у «Ростсельмаша». Они не платят налогов и продают свою технику за наличный расчет. Свои производства цеховики развернули на базе бывших (еще советских) МТС, в ремонтных мастерских, в ангарах небольших простаивающих заводов. Только в соседней с Ростовской Донецкой области таких подпольных цехов по сборке ростовских комбайнов несколько. Есть они и в других регионах Украины. Бизнес сезонный. При разумной ценовой политике с апреля по июль комбайны-полукровки просто «улетают».
За месяц один подпольный цех собирает около пяти машин. Средняя рентабельность этого бизнеса -- 50%. А запчасти для украинских нелегальных заводиков чаще всего покупают в Ростове. За воротами «Ростсельмаша» можно приобрести по сходной цене весь необходимый ассортимент -- от двигателя до корпуса. При этом «комплектуху» для сборочных цехов предпочитают возить из России на Украину контрабандой. У каждого такого заводика есть свое так называемое пробитое окно на российско-украинской границе. Попутно владельцы сборочных мини-заводов продолжают заниматься и обычной торговлей запчастями к комбайнам.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону